Управление образования Кольчугинского района

официальный сайт

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная Система образования ПМПК Методические рекомендации Методические рекомендации для составления психолого-педагогической характеристики дошкольника

Методические рекомендации для составления психолого-педагогической характеристики дошкольника

Печать

Методические рекомендации

для составления психолого-педагогической характеристики дошкольника,

направляемого на обследование психолого-медико-педагогической комиссией

№ п/п

Критерий / возраст

Показатели развития

Характеристики

1.

Семья

Родители (законные представители) и другие члены семьи, проживающие вместе

Полная (неполная) семья, воспитанием ребенка занимается мать (отец, бабушка, законный представитель). Возраст, образование, место работы родителей (законных представителей).

2.

Психотравмиру-ющие ситуации

Возраст, длительность действия психотравмирующего фактора, реакция ребенка на него

Сильный испуг, смерть близких, госпитализация, разлука с близкими, развод родителей, конфликты в семье (причины возникновения), ревность по отношению к другому ребенку, длительная разлука с семьей, конфликты со сверстниками, конфликты с педагогами и др.

3.

Социальный опыт ребенка в семье

Соблюдение режима дня

Отношение ребенка к режимным моментам, их соблюдение. Соответствие режима дня состоянию здоровья, возрастным анатомо-физиологическим и индивидуальным особенностям ребенка.

Выполнение домашних обязанностей

Приучен ли ребенок к выполнению домашних обязанностей? Какие именно домашние дела ребенок помогает выполнять родителям (законным представителям)?

Любимые занятия, хобби (игры, игрушки, книги, фильмы и т.п.)

Регулярные занятия ребенка в свободное время, способы проведения досуга в зависимости от интересов и увлечений, любимые книги, игрушки, игры, фильмы и т.п.

Участие родителей

в жизни ребенка

Участие родителей (законных представителей) в жизни школы, детского сада (активное, пассивное).  Вовлеченность родителей в процесс взаимоотношений ребенка со сверстниками.

Поощрение

Кто, как часто и за что хвалит ребенка?

Наказание

Кто, как часто и за что наказывает ребенка?

Эмоциональный контакт

С кем из членов семьи ребенок делится своими переживаниями, проблемами?

Характер взаимоотношений родителей (законных представителей)

с ребенком

Тип детско-родительских отношений: семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка); чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий); попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка); сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.). Ограничительность (установление границ детской активности), требовательность (ожидание высокого уровня ответственности у детей), строгость (принуждение детей к чему-либо), навязчивость (влияние на планы и отношения детей), произвольное проявление власти.

Характер взаимоотношений родителей (законных представителей) и ДОУ

Направленность на сотрудничество, игнорирование требований дошкольного учреждения, конфликтность с представителями ДОУ.

4.

Младенческий возраст

(от 0 до 1 года)

Физическое развитие

Сон, аппетит, двигательная активность, частота заболеваний.

Психическое развитие

Преобладающее настроение, интерес к окружающему, восприимчивость к звукам речи, музыки.

Общение

со взрослыми

Потребность в общении, средства эмоционального общения (улыбка, смех, крик, плач), общение по поводу предметов (непосредственный показ, указательный жест, вокализация), избирательность в отношении к взрослым.

Речь

Пассивная речь (понимание обращенной к нему речи), активная речь (первые слова, которые представляют собой часть слова, произносимого взрослым, простые слова).

Действия

с предметами

Действия, направленные на достижение определенного результата (размахивает, трясет, тянет в рот, бросает игрушки, рвет бумагу); действия одновременно двумя руками (держит палочку и надевает на нее колечко, держит коробку в руке и кладет в нее игрушку, ставит кубик на кубик, придерживая их, и др.); действие как цель и как средство (чтобы взять игрушку со стола цепляется за скатерть и притягивает ее к себе; заставляет взрослого взять себя на руки, чтобы достать желаемый предмет, находящийся в отдалении); поиск спрятанных предметов; элементарное экспериментирование с предметами (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает и др.).

Самостоятельное перемещение

в пространстве

Ползание (направления и поверхности); начало ходьбы (встает на ножки и перемещается с опорой на предметы; ходит с поддержкой сначала за обе руки, потом за одну; может пройти, не присаживаясь, несколько шагов).

5.

Ранний возраст

(от года до 3 лет)

Физическое развитие

Сон, аппетит, бодрствование; основные движения (ходьба, перешагивание через предметы, бег, лазанье, прыжки на месте и с продвижением вперед).

Психическое развитие

Преобладающее эмоциональное настроение, познавательная и двигательная активность, умение выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний (подождать, потерпеть), умение различать «можно» и «нельзя», адекватно реагировать на запрет, осознание своей половой принадлежности, инициативность, самостоятельность, овладение гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Предметно-орудийная деятельность

Умение действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением, самостоятельное нахождение и применение орудий для достижения цели.

Общение

Использование речи для общения, выполнение действий с предметами по словесному указанию взрослого, обращение ко взрослому с просьбой о помощи, включение в парные игры со взрослым.

Речь

Пассивная речь (соотнесение изображения и реального предмета, выполнение инструкции взрослого, интерес к книгам, включение в рассказ взрослого слов и действий, эмоциональная реакция на песенки и потешки), активная речь (словарный запас, владение грамматическими категориями родного языка, способность вступать в диалог со взрослыми и сверстниками).

Игра

Сюжетно-отобразительная игра, использование предметов-заместителей.

Познавательная деятельность

Умения лепить из пластилина, глины, группировать предметы по цвету, располагать предметы в порядке увеличения – уменьшения, конструировать из кубиков.

Эмоциональные проявления

Эмоциональная отзывчивость, чувствительность к отношению взрослых в себе, реакция на музыку, появление представлений об опасности.

6.

Дошкольный возраст

(от 3 до 7 лет)

Физическое развитие

Основные движения (бег, прыжки, бросание, Развитость основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, скорость, сила); способность сохранять статическое равновесие,

Психическое развитие

Желание и умение находить интересные занятия, любознательность, стремление к контактам, умение проявить доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность поведения, эмоциональная отзывчивость, соблюдение правил личной гигиены, проявление разумной осторожности в потенциально опасных ситуациях.

Игра

Сюжетно-ролевые игры (участие в коллективных играх, принятие ролей, отображение в сюжете игры окружающей действительности, содержания книг, телепередач, мультфильмов и т.п., ведение ролевой беседы, соотнесение собственных желаний с содержанием общей игры и взятой на себя ролью), режиссерские игры (создание и проигрывание целостных сюжетов, принятие роли организатора и исполнителя,  использование речи), дидактические игры (стремление к достижению результата, умение следовать логике действий).

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Отображение людей, бытовых сюжетов, картин природы, наличие замысла, использование выразительных средств (цвет, форма, композиция и др.), развитие мелкой моторики.

Конструирование

Наличие замысла, использование схем, рисунков, моделей, образцов.

Общение

Общение со взрослыми (инициативность, умение поддержать разговор, задать вопрос, попросить о помощи, заявить о своих потребностях в приемлемой форме, проявляет уважение), общение со сверстниками (способность к установлению устойчивых контактов, проявление чувства собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности, умение договариваться, проявить сочувствие, поделиться, помочь).

Речь

Словарный запас, использование простых и сложных предложений, грамматическая правильность речи,  умение построить связный рассказ по сюжетной картинке, употребление обобщающих слов, сравнений, антонимов, умение вести диалог, рассказать о чем-либо, проявление интереса к игре со словом и рифмой, использование речи для планирования действий, наличие дефектов звукопроизношения.

Познавательное развитие

Знание своего имени, фамилии, дня рождения, имен родителей, домашнего адреса, названия страны, в которой живет, интерес к объектам живой и неживой природы, умение установить причинно-следственные связи, представления о сезонных изменениях в природе, о домашних и диких животных, о материалах, из которых сделаны предметы, их свойствах, представления о труде людей, ориентация в транспортных средствах, понимание слов «вчера», «сегодня», «завтра», интерес к экспериментированию, умение анализировать, сравнивать, выделять свойства, устанавливать соответствие.

Эмоциональные проявления

Богатство и глубина переживаний, разнообразие их проявлений, владение социально приемлемыми формами проявления радости, гнева, страха, способность к волевой регуляции поведения, проявление настойчивости, терпения, умение преодолевать трудности, эмоциональная отзывчивость на музыкальные и художественные произведения.

7.

Сопровождающая и консультативная деятельность специалистов

Содержание коррекционной работы

Кто, в какие сроки и какую работу проводил на протяжении всего периода обучения ребенка в образовательной организации.

8.

Достижения на момент обследования ПМПК

Анализ результатов коррекционной работы

Динамика развития ребенка, освоения образовательной программы

9.

Сильные стороны ребенка

Рекомендации по организации образовательного процесса

Особенности познавательных процессов, личностные качества, опираясь на которые, педагог  может строить образовательный процесс

10.

Перспективы развития ребенка

Рекомендации по определению образовательной программы

Какая образовательная программа может быть успешно освоена ребенком?

Дата составления характеристики «_____»______________201______г.

Руководитель образовательной организации               _________________________                               ______________________

(подпись)                                                                (расшифровка подписи)

МП

Подписи лиц, составивших характеристику

Воспитатель                                                                       _________________________                               ______________________

(подпись)                                                                  (расшифровка подписи)

Педагог-психолог                                                              _________________________                               ______________________

(подпись)                                                                  (расшифровка подписи)

Другие специалисты (учитель-дефектолог, учитель-логопед и др.)

С  психолого-педагогической характеристикой ознакомлена  (-н,-ны):

____________________________________________    ______________________

(подпись родителей (законных представителей))                  (расшифровка подписи)

Составители:

Васина Т.В., старший методист ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки»,

Ножова А.В., педагог-психолог ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки»,

Сергиенко О.В., социальный педагог ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки»

 

Скачать рекомендации

 

Главное меню

Последние новости

Written on 19 Апрель 2024, 11.14 by magico
16 апреля 2024 года состоялась Ярмарка педагогических идей «Классный проект, посвященный Году семьи». В работе ярмарки приняли участие заместители…
11 0
Written on 17 Апрель 2024, 09.08 by magico
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА (УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ) ПРИКАЗ 11.04.2024              …
48 0
Written on 16 Апрель 2024, 15.19 by magico
Районный конкурс исследовательских    работ и творческих проектов младших школьников «Первые шаги в науку» 12 апреля 2024 года,  целях развития…
117 0
Written on 16 Апрель 2024, 08.45 by magico
На территории оперативного обслуживания УМВД России по Ивановской области, Ивановского ЛО МВД России на транспорте в период с 15 по 21 апреля 2024 года…
46 0
Written on 10 Апрель 2024, 12.19 by magico
Торжественная церемония награждения победителей, призёров и педагогов-наставников победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 9…
104 0

Случайная картинка


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер