Методические рекомендации
«Требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка, направляемого на обследование психолого-медико-педагогической комиссией»
Пояснительная записка
Одним из основных направлений деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) является подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию медицинской, психологической и педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Учитывая то, что специалисты ПМПК при обследовании особенного ребенка ограничены временными рамками, особенно важно получить исчерпывающую информацию о ребенке, его личностных особенностях и образовательном потенциале от педагогов той образовательной организации, где он обучается (воспитывается). Поэтому психолого-педагогическая характеристика ребенка, направляемого на ПМПК, становится наиболее важным документоми внимательно изучается специалистами.
Анализ психолого-педагогических характеристик детей, направленных на центральную психолого-медико-педагогическую комиссию, показывает, что далеко не всегда эти важные документы составлены грамотно и объективно. Основными недостатками психолого-педагогических характеристик детей являются их схематичность, краткость, субъективность, отсутствие информации об особенностях семейного воспитания, отсутствие анализа трудностей освоения образовательной программы и причин их возникновения, отсутствие сведений о том, какая психолого-педагогическая помощь была оказана ребенку и каковы ее результаты. Чаще всего педагоги ограничиваются жалобами на поведение и плохую успеваемость ребенка, не указывая сильные стороны личности обучающегося, на которые следует опираться в педагогической работе. В характеристиках не всегда отмечается отношение ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям.
Психолого-педагогическая характеристика составляется по результатам обследования ребенка всеми специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации.
В характеристике указываются фамилия, имя, отчество (полностью) ребенка, дата рождения, название образовательной организации (в соответствии с уставом), программа, по которой обучается ребенок, класс (возрастная группа).
Психолого-педагогическая характеристика должна отражать индивидуальные особенностиусвоения ребенком программного материала, содержать сведения о ситуации развития, воспитания и обучения ребенка, о его взаимодействии с окружающими, о потенциальных возможностях.
Характеристика датируется, подписывается педагогами, ее составившими, и заверяется подписью руководителя и печатью образовательной организации. Родители (законные представители) знакомятся с характеристикой ребенка под роспись.
В помощь педагогам образовательных организаций специалистами государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки», осуществляющего организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности центральной ПМПК, разработаны данные методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики ребенка, направляемого на обследование психолого-медико-педагогической комиссией.
Методические рекомендации содержат пояснительную записку, методические рекомендации для написания психолого-педагогической характеристики дошкольника, методические рекомендации для написания психолого-педагогической характеристики школьника и примерный образец психолого-педагогической характеристики обучающегося, направляемого на обследование ПМПК.
Литература:
- Алиева Т.И. и др. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 162 с.
- Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М.И. Рабочая книга психолого-медико-педагогического консилиума: методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 80 с.
- Рекомендации по организации и содержанию деятель-ности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов). / Составители: Э.М. Александровская, И.В. Коновалова - М.: МГППУ, 2006. - 60 с.