Социальный педагог МБОУ СОШ №4
Е.Е.Андрианова
Активные формы взаимодействия социального педагога с семьёй
Семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: школа, семья, общественность.
Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на четыре группы:
- Индивидуальные
- Групповые
- Коллективные
- Наглядно-информационные.
1 группа – индивидуальные: беседы, консультирование, социальный патронаж, посещение на дому.
2 группа - групповые: групповая консультации, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создании групп взаимопомощи – эта форма больше подходит для родителей мл. школьников
3 группа – коллективные: различные виды собраний, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий,
4 группа – наглядно-информационные: выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, листовки, буклеты, памятки и д.р.
Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими и, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому как правило следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж в нашей школе мы проводим по следующим направлениям:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Еще одной форм работы с семьей – является социально – педагогический мониторинг семьи.
Мониторинг - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Очень действенной формой мониторинга в нашей школе является анкета «Знакомство».
АНКЕТА «Знакомство»
1.ФИО матери(лиц, их заменяющих)
2.Место работы, должность, контактный телефон матери
3.ФИО отца (лиц, их заменяющих)
4.Место работы, должность, контактный телефон отца
5.Образование матери и отца (лиц, их заменяющих)
6.Домашний адрес, телефон
7.Члены семьи, живущие вместе с учеником
8. Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный уголок для ребенка,
наличие рабочего места )
9.Семейные традиции (дни рождения, коллективное посещение кино или театра,
школьные и другие праздники)
10.Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование,
уход за домашними животными, искусство и т.д.)
11.Увлечения ребенка, кружки, секции.
12.Обязанности ребенка по дому.
13.Кто в основном занимается воспитанием ребенка.
14.Методы воспитания (уговоры, убеждения, разъяснения, требования, наказания,
поощрения, дружеский контакт)
15. Друзья ребенка, ходят в гости
16.Какие предметы в школьной программе не вызывают затруднения, какие вызывают.
17. С каким настроением чаще всего ребенок приходит из школы.
18. Как складываются отношения с педагогами и администрацией школы.
19. Как складываются взаимоотношения внутри семьи
20. Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении д\з,
культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело)
21. Как часто посещаете родительские собрания.
Социальный педагог:
Родители:
Анкетирование родителей и учащихся (слайды)
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено для оказания помощи родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Работая с семьей, я использую наиболее распространенные приемы консультирования: беседа, внушение, убеждение, метод активного слушания.
Кроме этого в своей практике использую - телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефон. Хотя отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения,
но этот метод очень эффективен в работе.
А также «Электронный дневник, электронное СМС»
Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство;
Также можно использовать листок запроса - по личным запросам родителей – привлекаются специалисты – он проводят консультации
Следующий метод который мы используем в школе -это подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, а также хозяйственная помощь.
наряду с этим я считаю очень важным - Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
Например, мы привлекаем родителей к активному участию в воспитательном процессе, например - непринятие ребенка в коллективе, нарушение контактов с одноклассниками – предложено организовать семейный вечер(праздник) с развивающими играми, с приглашением одноклассников.
2. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, в своей работе применяю групповые методы работы с семьей (семьями) – консультации.
1.Групповая консультация. Этот метод может использоваться на родительском собрании – где соцпедагог кроме информирования по определенной теме, организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
2 Коллективные методы работы с семьей - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий.
3. Наглядно-информационные методы работы с семьей – выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, буклеты, листовки, памятки и д.р.
Показ наглядности
Для многих родителей важно и действенно напоминание об ответственности – в виде Памятки, где собраны выдержки из Закона
Также исп. буклетов с рекомендациями на различные темы – например «Причины агрессивности ребёнка», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Жестокое обращение с детьми».
В работе с неблагополучной семьей я выступаю в трех основных ролях:
Советник - информирую семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказываю о развитии ребенка; даю педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирую по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информируею о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняю родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищаю права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение. Социальный педагог систематически должен проводить педагогическое просвещение родителей, привлекать их к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формировать потребность в самообразовании.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,
формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия школы и семьи.
Все вышеизложенные формы работы, озвученные сегодня в моем выступлении, необходимы, чтобы две системы (школа и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Я считаю, что если такая работа с родителями проводится в системе, а не «на бумаге», то постепенно она даёт положительные результаты и думаю, что они у нас есть.