Управление образования Кольчугинского района

официальный сайт

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная Методическая работа Районные методические объединения РМО социальных педагогов Активные формы взаимодействия социального педагога с семьей МО 23.12

Активные формы взаимодействия социального педагога с семьей МО 23.12

Печать

Социальный педагог МБОУ СОШ №4

Е.Е.Андрианова

Активные формы взаимодействия социального педагога с семьёй

Семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: школа, семья, общественность.

Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на четыре группы:

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Коллективные
  • Наглядно-информационные.

1 группа – индивидуальные: беседы, консультирование, социальный патронаж, посещение на дому.

2  группа  - групповые: групповая консультации, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создании групп взаимопомощи – эта форма больше подходит для родителей мл. школьников

3 группа – коллективные: различные виды собраний, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий,

4  группа – наглядно-информационные: выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, листовки,  буклеты, памятки  и д.р.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому  с диагностическими и, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому как правило следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж  в нашей  школе мы проводим по следующим направлениям:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Еще одной  форм  работы с семьей – является социально – педагогический мониторинг семьи.

Мониторинг - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

Очень действенной формой мониторинга  в нашей школе является анкета «Знакомство».

АНКЕТА «Знакомство»

1.ФИО матери(лиц,  их заменяющих)

2.Место работы, должность, контактный телефон матери

3.ФИО отца (лиц,  их заменяющих)

4.Место работы, должность, контактный телефон отца

5.Образование матери и отца   (лиц,  их заменяющих)

6.Домашний адрес, телефон

7.Члены семьи, живущие вместе с учеником

8. Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный уголок для ребенка,

наличие рабочего места )

9.Семейные традиции (дни рождения, коллективное посещение кино или театра,

школьные и другие праздники)

10.Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование,

уход за домашними животными, искусство и т.д.)

11.Увлечения  ребенка, кружки, секции.

12.Обязанности ребенка по дому.

13.Кто в основном занимается  воспитанием ребенка.

14.Методы воспитания (уговоры, убеждения, разъяснения, требования, наказания,

поощрения, дружеский контакт)

15. Друзья ребенка, ходят в гости

16.Какие предметы в школьной программе не вызывают затруднения, какие вызывают.

17. С каким настроением чаще всего ребенок приходит из школы.

18. Как складываются отношения с педагогами и администрацией школы.

19. Как складываются взаимоотношения внутри семьи

20. Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении д\з,

культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело)

21. Как часто посещаете родительские собрания.

Социальный педагог:

Родители:

Анкетирование родителей и учащихся (слайды)

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено для оказания помощи родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Работая с семьей, я использую  наиболее распространенные приемы консультирования: беседа, внушение, убеждение, метод активного слушания.

Кроме этого в своей практике использую -  телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефон. Хотя отсутствует  визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения,
но этот метод очень эффективен в работе.

А также   «Электронный дневник, электронное СМС»

Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство;

Также можно использовать листок запроса - по личным запросам родителей – привлекаются специалисты – он  проводят консультации

Следующий метод который мы используем в школе  -это  подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, а также  хозяйственная помощь.

наряду с этим я считаю очень важным - Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

Например, мы  привлекаем родителей к активному участию в воспитательном процессе, например - непринятие ребенка в коллективе, нарушение контактов с одноклассниками – предложено  организовать семейный вечер(праздник)  с развивающими играми, с приглашением одноклассников.

2. Наряду с индивидуальными консультативными беседами,  в своей работе применяю  групповые методы работы с семьей (семьями) – консультации.

1.Групповая консультация. Этот метод может использоваться на родительском собрании – где соцпедагог кроме информирования по определенной  теме, организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

2 Коллективные методы работы с семьей - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий.

3. Наглядно-информационные методы работы с семьей – выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, буклеты, листовки, памятки  и д.р.

Показ наглядности

Для многих родителей важно и действенно  напоминание об ответственности – в виде Памятки, где собраны выдержки из Закона

Также исп. буклетов с рекомендациями  на различные темы – например «Причины агрессивности ребёнка»,  «Четыре заповеди мудрого родителя», «Жестокое обращение с детьми».

В   работе с неблагополучной семьей я выступаю  в трех основных ролях:


Советник - информирую семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказываю о развитии ребенка; даю педагогические советы по воспитанию детей.


Консультант – консультирую  по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информируею о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняю родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.


Защитник – защищаю права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.


Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение. Социальный педагог систематически должен проводить педагогическое просвещение родителей, привлекать их к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формировать потребность в самообразовании.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,

формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия школы и семьи.


Все вышеизложенные формы работы, озвученные сегодня в моем выступлении, необходимы, чтобы две системы (школа и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Я считаю, что если  такая работа с родителями  проводится в системе, а не «на бумаге», то постепенно она даёт положительные   результаты и думаю, что они у нас есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главное меню

Последние новости

Written on 25 Апрель 2024, 14.10 by magico
24 апреля 2024 года на базе Бавленской средней школы состоялся    региональный научно-практический семинар "Совершенствование личностно-развивающей…
Written on 24 Апрель 2024, 15.03 by magico
Ярмарка профессий Учащиеся 7-10 классов продолжают знакомиться с профессией учителя. В этот раз   они побывали на Ярмарке профессий (актовый зал школы…
24 0
Written on 22 Апрель 2024, 11.29 by magico
Семинар учителей технологии на тему «Организация проектной деятельности учащихся 5-9 классов в рамках реализации отдельных модулей курса «Технология»» 16…
49 0
Written on 22 Апрель 2024, 11.29 by magico
Семинар учителей технологии на тему «Организация проектной деятельности учащихся 5-9 классов в рамках реализации отдельных модулей курса «Технология»» 16…
44 0
Written on 19 Апрель 2024, 11.14 by magico
16 апреля 2024 года состоялась Ярмарка педагогических идей «Классный проект, посвященный Году семьи». В работе ярмарки приняли участие заместители…
85 0

Случайная картинка


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер