А Н А Л И З
методической работы с учителями физической культуры
за 2016 – 2017 учебный год
В 2016-2017 учебном году содержание методической работы с учителями физической культуры определялось следующими целями и задачами.
Цель – создание условий для непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС ООО, содействие повышению качества образования.
Основными задачами методической работы стали:
- формирование информационного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по соответствующей направленности реализуемых образовательных программ;
- оказание поддержки в освоении ФГОС ООО, совершенствовании методики преподавания предмета;
- создание условий для мотивации педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства, развития творческого потенциала молодых педагогов;
- использование механизма обратной связи, обеспечивающей эффективность педагогического взаимодействия методической службы и учителей.
Реализация указанных задач осуществлялась через организацию деятельности районного методического объединения учителей физической культуры, Школы молодого учителя, консультирование, работу по самообразованию учителей, участие в различных конкурсных мероприятия, смотрах.
1.Учебно-методическое и информационное обеспечение.
В целях своевременного информирования педагогов по вопросам содержания образования на заседаниях районного методического объединения были рас- смотрены следующие вопросы:
- методические рекомендации ВИРО по преподаванию предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Владимирской области на 2016-2017 учебный год (08.09.2016 г.);
- Госреестр примерных программ. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015 г.);
-О программно-методическом комплексе по физическому воспитанию обучающихся 1 – 11 классов на основе «самбо» (08.09.2016 г.);
- о программно-методическом обеспечении преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Кольчугинского района в 2016-2017 учебном году.
На начало учебного года проведен анализ учебных планов школ с целью контроля соблюдения требований к программно-методическому обеспечению образовательного процесса. Установлено, что школами соблюдаются требования к оснащению учебного процесса:
- рабочие программы составлены на основе авторской программы В.И.Ляха с использованием предметной линии учебников М.Я.Виленского, В.Я.Ляха изда-тельства «Просвещение»;
- школами своевременно приобретены обновленные версии учебников для 5 -6 классов.
В пояснительных записках к учебным планам большинства ОУ указаны формы организации внеурочной деятельности по предмету спортивно-оздоровительной направленности ( секции, клубы, традиционные школьные мероприятия).
2. Оказание поддержки в освоении ФГОС ООО, совершенствовании преподавания предмета.
Организация методической работы с учителями физической культуры осуществлялась с учетом особенностей кадрового потенциала школ.
За последние два года в общеобразовательные организации района пришло много молодых педагогов. На начало учебного года общее количество молодых учителей со стажем работы до 3-х лет составило 8 человек. Все они были вовлечены в работу Школы молодого учителя физической культуры. Содержание работы Школы было направлено на отработку методики преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. На одном из первых занятий Школы молодые учителя знакомились с различными вариантами самоанализа урока(подготовлены методические рекомендации на бумажном носителе), особенностями организации учебного процесса в городской и сельской малокомплектной школе. В течение года было организовано взаимопосещение уроков с целью знакомства с педагогической деятельностью коллег, коллективного обсуждения общих методических проблем и путей совершенствования педагогического мастерства:
* Аверкина М.С., учитель МБОУ «СОШ № 2», открытый урок в 4- м классе по теме: «Метание мяча на дальность в цель», презентация форм внеурочной деятельности по предмету ( 28.09.2016 г.);
* Орешникова Е.А., учитель МБОУ «СОШ № 6», презентация рабочей программы внеурочной деятельности «Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками» (для профилактики сколиоза), открытое внеурочное занятие в 3-м классе ( 19.10.2016 г.);
* Красавин С.Д., Рысина О.А., тренеры-преподаватели ДЮСШ, мастер-класс по баскетболу «Начальное обучение ведению мяча» (14.03.2017 г.);
* Явных А.Д., учитель МБОУ «Макаровская оош», открытый урок на классе-комплекте (2-4 классы) по теме: «Ведение мяча с изменением направления бегом. Подвижная игра «Быстро и точно» ( 06.04.2017 года).
Опытным наставником для участников Школы молодого специалиста стал руководитель районного методического объединения учителей физической культуры Кормаков А.А., учитель высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ. Также, в течение года было организовано психолого-педагогическое консультирование молодых специалистов педагогами-психологами Хатунской М.В.(СОШ №6) и Коровиной Н.В. (СОШ №5).
В рамках районного методического объединения учителей физической культуры ( рук. Кормаков А.А.) рассмотрены вопросы:
- О подготовке к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» ( 08.09.2016 г.);
- О подготовке обучающихся к сдаче нормативов ВФСК ГТО ( обмен опытом работы в форме круглого стола, 13 января 2017 года);
- О соблюдении техники безопасности при проведении учебных и внеурочных занятий по физической культуре ( по итогам тематического изучения, 13 января 2017 г.).
В целях подготовки к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников для учителей физкультуры организован и проведен мастер-класс по баскетболу тренером-преподавателем ДЮСШ Петрашкевичем Д.В. Итоги муниципального этапа олимпиады подведены на заседании РМО в форме дискуссии « вопрос – ответ». В ходе дискуссии выявлены проблемы:
- теоретическая подготовка учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
- практическая подготовка учащихся по разделу «Гимнастика».
14 марта 2017 года на базе Кольчугинского района прошел областной семинар для руководителей МО по теме: «Взаимодействие общеобразовательных учреждений района С ДЮСШ и СЮТур по организации спортивно-оздоровительной работы в условиях реализации ФГОС». В ходе семинара был представлен опыт работы нашей территории по организации деятельности специальных медицинских групп на базе ДЮСШ. Участники семинара познакомились с особенностями организации образовательного процесса данных групп, посетили открытое занятие у опытного педагога Тортевой В.К., тренера-преподавателя высшей квалификационной категории. Гости семинара побывали на мастер-классах по баскетболу, которые провели тренеры-преподаватели ДЮСШ. Руководитель РМО Кормаков А.А. рассказал об основных направлениях и формах методической работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности в условиях перехода на ФГОС ООО. Представленный опыт получил высокую оценку со стороны участников областного семинара, ВИРО.
3. Создание условий для повышения творческой активности педагогов.
В отчетном году повысилась активность участия педагогов в различных конкурсных мероприятиях. В октябре 2016 года делегация учителей физической культуры школ района (6 чел., в т.ч. 4 молодых специалиста) приняла участие в предварительном этапе Кубка Губернатора Владимирской области по городошному спорту в г. Владимире. Молодой учитель Донцова М.А. (СОШ № 7) вышла в финал соревнований.
Участником региональной научно-практической конференции «Возможности организации здоровьесберегающей деятельности в условиях реализации ФГОС» стал Разин М.В., молодой специалист МБОУ «СОШ №1». Его авторская программа спортивно-патриотического клуба «С.П.А.С.» вошла в сборник методических материалов конференции ВИРО. Каминский М.И., учитель МБОУ «СОШ №7», принял участие в семинаре учителей физкультуры «Системный подход в организации урочной и внеурочной деятельности учителя физической культуры» в рамках декады молодых специалистов Владимирской области.
Вместе с тем отмечена низкая активность учителей со стажем в мероприятиях по обмену опытом работы (проведение мастер-классов, открытых уроков и внеклассных мероприятий, практико-ориентированных семинаров и т.д.). При планировании внеурочной деятельности учащихся мало внимания уделяется вопросам организации исследовательской деятельности школьников. Развитие мотивации учащихся к участию в научно-исследовательской деятельности является одним из требований нового стандарта образования.
4. Эффективность педагогического взаимодействия методической службы и учителей.
Основной формой обратной связи с педагогами является мониторинг эффективности методической работы. В рамках Школы молодого педагога проведено анкетирование учителей с целью:
- выявления образовательных запросов молодых специалистов (2 ноября 2016г);
- изучения состояния работы с молодыми педагогами в школах района (октябрь 2016г.);
- анализа эффективности методической работы за отчетный период и планирования на новый учебный год ( 5 апреля 2017 года).
Итоги апрельского анкетирования свидетельствуют о практической значимости проведенных мероприятий, о желании молодых учителей продолжать знакомиться с опытом работы старших коллег. Анкетирование учителей, участников районного методического объединения, показало, что большинство педагогов не вовлечено в работу по самообразованию ( январь 2017 года). Формальный подход к организации самообразования педагогов в школах не способствует повышению профессиональной компетентности учителя. Этой проблеме необходимо уделить внимание в новом учебном году.
Задачи на новый учебный год:
1.Продолжить работу по организационно-методическому и информационному сопровождению реализации ФГОС ООО.
2.Формирование положительной мотивации учителей к выявлению, обобщению и распространению педагогического опыта через различные формы методической работы. Активизация работы педагогов по само – образованию.
3. Совершенствования подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам.
4.Создание условий для мотивации педагогов к творческой деятельности.