30 октября 2024 года базе средней школы №4 состоялось районное родительское собрание «Ответственность родителей за жизни, здоровье и безопасность детей».
В работе собрания приняли участие:
- представители родительской общественности из всех образовательных организаций района;
- первый заместитель начальника управления образования Тымчук Елена Владимировна;
- старший помощник Кольчугинского межрайонного прокурора Краснова Анастасия Андреевна;
- врач-психиатр ГБУЗ ВО ЦРБ г. Кольчугино Савельева Лариса Константиновна;
- начальник МКУ «Отдел культуры администрации Кольчугинского района» Беляева Марина Томасовна;
- протоиерей Игорь Тарасенко;
- специалисты управления образования.
Родители приняли активное участие в обсуждении проблем:
- юридические последствия ненадлежащего исполнения родительских обязанностей;
- преступления, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
- профилактика суицидального поведения детей и подростков
- досуг и занятость детей и подростков в учреждениях культуры города Кольчугино;
- родительская любовь - залог счастливого детства и др.
Программа родительского собрания (посмотреть)
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков.
По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков.
Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни. В 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Попытка самоубийства - это реакция на проблему, которую ребенок видит непреодолимой, это крик о помощи. Даже если Вам эта проблема кажется надуманной, а действия ребенка – шантажными, суицидальная попытка говорит о том, что других способов справиться с ситуацией он не находит. Это не значит, что ребенок "плохой", это значит, что ему сейчас плохо, и ему необходимо помочь.
Попытка прекратить жизнь – это крайняя степень отчаяния, одиночества, невыносимость ситуации, "страдания, которые больше невозможно выносить". Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Опрос детей, совершивших суицидальные попытки, показал, что, чаще всего дети относятся к смерти как к длительному отсутствию или долгой болезни. В их сознании смерть имеет обратимый характер - “когда-нибудь она закончится, и я обязательно вернусь”.
Свою “временную” гибель, ограниченный во времени уход из жизни ребёнок воспринимает как средство воздействия на значимых близких: “они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом вернусь, и наступит замечательная жизнь”. Определенную негативную роль играет увлечение детьми компьютерными играми-стрелялками: ребенок воспринимает смерть как временное явление, то есть можно перезагрузить игру и заново начать жить.
Подросток, у которого неблагоприятно складываются отношения с родителями и одноклассниками, чувствует себя одиноким, чужим и непонятым. К этому присовокупляются разочарования, заставляющие видеть жизнь в мрачном свете, воспринимать во всем, прежде всего, отрицательное. Так появляются тяжелые переживания и возникают различные депрессивные состояния.
Подросток часто переживает проблемы трех «Н»:
- непреодолимость трудностей,
- нескончаемость несчастья,
- непереносимость тоски и одиночества.
Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»:
- беспомощностью,
- бессилием,
- безнадежностью.
В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.
Наиболее распространенные причины, которые могут повлечь за собой совершение самоубийства подростком - это:
- Состояние депрессии, вызванное потерей объекта любви, разрывом романтических отношений.
- Чувство вины, страха, враждебности.
- Тяжелое переживание неудач в личных отношениях.
- Эмоциональное, психическое или сексуальное насилие.
- Стрессовые жизненные ситуации (серьезный разлад в семье, развод или разлука).
- Давление со стороны педагогов, родителей, других взрослых.
- Завышенные ожидания со стороны родителей, которые ребенок не может реализовать.
- Давление со стороны сверстников.
- Смерть близкого человека.
- Потеря социального статуса в коллективе, изоляция от социального окружения.
- Боязнь ответственности за совершенный поступок.
- Слабое физическое развитие или приобретенный физический дефект.
Как же заметить надвигающийся суицид у ребенка?
Словесные признаки суицидального поведения детей:
- Прямые, явные высказывания о смерти: “Яне могу так больше”.
- Косвенные намеки о своем намерении: “Я больше небуду ни для кого проблемой”, “Тебе больше не придется обо мне волноваться”, “Я никому не нужен”, “Всем будет лучше без меня”.
- Жалобы на жизнь, никчемность и ненужность“Мне все надоело”, “Они пожалеют, когда я уйду”.
- Шутки на тему самоубийства.
- Нездоровая заинтересованность вопросами смерти.
- Размышления на тему могут приобрести художественное оформление (стихи, музыка, рисунки, иллюстрирующие депрессивное настроение).
- Жалобы на физическое недомогание.
- Записки об уходе из жизни.
- Многозначительные прощания с другими людьми.
Поведенческие признаки суицидального поведения детей:
- Печаль, подавленность, тревога, плач.
- Потеря интереса к жизни.
- Беспокойство, раздражительность, угрюмость.
- Отсутствие мотивации к решению жизненных задач.
- Замкнутость.
- Фиксация внимания на примерах самоубийства.
- Нарушение межличностных отношений (сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению).
- Утрата интереса к окружающему.
- То внезапная эйфория, топриступы отчаяния.
- Снижение двигательной активности у людей активных подвижных и общительных.
- Возбужденное поведение и повышенная активность у малоподвижных и молчаливых.
- Перепады настроения.
- Необычное невнимание к внешнему виду.
- Потеря интереса к любимым занятиям.
- Нарушения внимания.
- Перемены в школьных привычках (пропуски занятий в школе, невыполнение домашнего задания, избегание общения с одноклассниками).
- Высокий уровень притязаний (высокая критичность к себе и своимпоступкам).
- Потеря или повышение аппетита, проблемы со сном.
Ситуационныепризнаки суицидального поведения детей:
- Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств самоубийства (накопление лекарственных средств, поиск отравляющих жидкостей).
- Внезапное проявление не свойственных черт (аккуратности, откровенности, щедрости, раздача личных вещей).
- Окончательное приведение в порядок дел.
- Примирение с давними врагами.
- Отказ от совместных дел.
- Приобщение или сильное употребление алкоголя, наркотиков.
- Излишний риск в поступках.
- Отсутствие планов на будущее.
- Социальная изолированность (отсутствие друзей).
- Нестабильное окружение (например, серьезный кризис в семье).
- Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального).
У детей первые признаки неблагополучия – это нарушение сна и аппетита.
Нарушение сна у подростков уследить сложно, поскольку они находятся в своей комнате, сидят в гаджетах и неизвестно, когда они засыпают.А нарушение аппетита вы заметите, если у семьи есть традиция ужинать вместе. Кстати, отказ подростка от совместные приемов пищи также может быть признаком нервной анорексии.
Разберите домашнюю аптечку, оставьте в зоне доступа парацетамол, глицин и таблетки от кашля, проверьте, не появились ли новые лекарства, которые вы не покупали, выбросьте все ненужные лекарства.
Если подросток пребывает в расстроенных чувствах, признается, что думает о самоубийстве, и выказывает различные тревожные признаки, не оставляйте его наедине с самим собой. Побудьте с ним, поговорите и внимательно выслушайте.
Для ребенка в кризисной ситуации нет ничего хуже чувства, что его никто не понимает, и он никому не нужен. Ему необходимо дать понять, что он не одинок. Беседуйте с ним и проявляйте заботу о нем.
- Всеми своими действиями показывайте, что вы прислушиваетесь к его словам и понимаете серьезность испытываемой им боли.
- Дежурные фразы о том, что "все не так уж плохо" и "все наладится" не помогают: слыша их, ребенок чувствует, что вы не понимаете и не хотите выслушать его.
- Вместо общих фраз лучше сказать: "Ты не одинок. Я готов внимательно тебя выслушать и помочь тебе" или "Возможно, я не способен до конца понять твои чувства, но я готов сделать все возможное, чтобы помочь тебе", "Я ни в коем случае не хочу потерять тебя, давай попробуем вместе справиться".
- Нет необходимости говорить много, иногда можно вообще обойтись без слов. Просто побудьте рядом и выслушайте рассказ о том, что чувствует Ваш ребенок, в чем он сейчас нуждается, как он видит свое будущее.
- Избавьтесь от отвлекающих факторов (выключите телевизор и компьютер), чтобы вас ничего не отвлекало от беседы.
Наиболее опасные симптомы
- Если ребенок в беседе высказывает намерения покончить с собой и говорит, что у него есть план как это сделать.
- Если жалуется на чувство безысходности, говорит, что он "не живет, а существует", мечется и не может найти успокоение.
- Если в поведении прослеживается нарастающая замкнутость, желание уединиться, избавиться от Вашего присутствия, куда-либо уехать, уйти.
- Если Ваш ребенок, говорящий раннее о своих страданиях, пугавший Вас суицидальными идеями, вдруг становится спокойным, тихим, а иногда и радостным. Это может означать, возможно, он принял решение о самоубийстве.
Что родителю делать нельзя, если для ребенка характерно суицидальное
поведение.
- Заметив признаки аффективного поведения (непривычную повышенную нервозность, несдержанность в поступках и словах, выраженное отчаяние),
допускать негативное воздействие на ребенка – упрекать, наказывать, надсмехаться, подшучивать.
- Нельзя пытаться выступать в роли судьи.
- Говорить – “Посмотри на все, ради чего ты должен жить …”.
- Оставлять опасные предметы (лекарства, колющие, режущие предметы) там, где находиться подросток, собирающийся покончить жизнь.
- Нельзя оставлять ребенка, собирающегося покончить жизнь, одного.
- Спорить, стараться образумить ребенка, говоря: “Ты не можешь убить себя,
потому что …”.
- Наталкивать на мысль, говоря: “Пойди и сделай это …”.
- Пытаться успокоить ребенка, приводя ему в качестве примера ситуации с проблемами других людей: “У тебя не произошло ничего страшного, а вот у кого-то на самом деле беда”.
Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер. Разумеется, первым чувством будет испуг и облегчение от того, что жизнь ребенка все же удалось спасти. Не скрывайте свои чувства от ребенка под маской равнодушия и уж тем более гнева. Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им.
После того, как состояние здоровья ребенка стабилизируется, в обязательном порядке будет необходимо обратиться за помощью к психиатру и психологу. Ни в коем случае непренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно.
В том случае, если врачи сочтут нужным поместить ребенка в специализированную клинику, ни в коем случае не отказывайтесь. Помните о том, что попытку суицида ваш ребенок совершил не просто так, а значит, он может ее повторить в том случае, если причина ее не будет выявлена и устранена.
Обращение за помощью к психиатру, психологу – это не слабость и стыд. Это выбор неравнодушного и ответственного человека, который поможет сохранить жизнь ребенку.
В том же случае, если госпитализация ребенка не требуется, большая часть ответственности за реабилитацию здоровья ребенка ложится на плечи родителей. Ни в коем случае не конфликтуйте с ребенком, не обвиняйте его ни в чем. Постарайтесь понять ребенка, войти в его положение и помочь ему. В том случае, если ребенок будет ощущать вашу помощь и поддержку, он наверняка не станет больше пытаться свести счеты с жизнью.
Наиболее эффективна комплексная психолого-психиатрическая работа с ребенком и членами его семьи.
Психологическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах:
- семейные взаимоотношения;
- сложности в школе: учеба, отношения со сверстниками, учителями;
- потеря близких людей, разрыв отношений;
- ощущение безнадежности, никчемности;
- болезнь и хроническая боль;
- физическое или сексуальное насилие;
- вопросы сексуальной ориентации.
Психиатрическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах:
- злоупотребление алкогольными напитками или психоактивными веществами, в том числе подозрение на их прием;
- психические расстройства (эмоциональная неустойчивость с частыми беспричинными сменами настроения, раздражительность, снижение познавательной деятельности, ухудшение памяти, забывчивость, общее снижение энергетического потенциала, нарушения сна);
- тяжелые последствия психотравмирующих событий (изменение характера и привычек ребенка после перенесенной травы, эмоциональная отчужденность от близких, нежелание обсуждать и говорить о произошедшем, чувство вины из-за случившегося горя).
Психическое расстройство необходимо своевременно диагностировать и лечить, а сочетание медикаментозного лечения и психотерапии может приводить к максимально положительным и устойчивым результатам.
Ну и самое главное – это Ваша любовь, внимание и забота! Если отношения строятся на доверительной основе, если родители относятся к своему ребёнку как к партнёру, то, как правило, в таких случаях формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие детей от суицидального поведения.
Во Владимирской области функционирует детский телефон доверия с единым общероссийским номером "8-800-2000-122". Звонок осуществляется бесплатно и анонимно со стационарного или мобильного телефона для получения детьми и родителями консультативно-психологической помощи.
Савельева Лариса Константиновна,
врач-психиатр ГБУЗ ВО ЦРБ г. Кольчугино