Управление образования Кольчугинского района

официальный сайт

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная ГИА-9 ГИА-9 О проведении государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена

О проведении государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена

Печать

На сайте ФГБНУ «ФИПИ» в разделе «ГВЭ» (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/gve) размещены методические материалы для ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по предметам по выбору (литературе, истории, обществознанию, биологии, географии, физике, химии, информатике и ИКТ, иностранному языку). Материалы содержат подходы к отбору содержания экзаменационных материалов, описание экзаменационных моделей и типов заданий, требования по организации и проведению экзамена, рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена, образцы экзаменационных материалов.


Методическое письмо Рособрнадзора о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (письменная и устная формы)

(посмотреть/скачать)

 

Пояснительная записка

к экзаменационным материалам 2014/2015 учебного года для государственного выпускного экзамена (письменная форма) по русскому языку для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования

Государственный выпускной экзамен для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования (далее – ГВЭ-11), проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205) (в (в редакции приказа Минобрнауки России от 16.01.2015 № 9 (зарегистрирован Минюстом России 30.01.2015, регистрационный № 35794).

Подробные сведения об экзамене даны в Методическом письме о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (письменная и устная форма) (письмо Рособрнадзора от 26.02.2015 №02-61). Указанное письмо размещено на сайте ФГБНУ «ФИПИ».

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут).

Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями.

Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием.

Об экзаменационных материалах ГВЭ-11

Обучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием.

При организации экзамена следует учесть, что для его проведения потребуются разные помещения для участников экзамена, выбравших форму сочинения, и тех, кто будет писать изложение с творческим заданием.

Выбор экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием) обучающийся может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным, организатор должен познакомить участников экзамена как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения  изложения (указывается тема изложения и зачитывается творческое задание). Рекомендуется  проводить данную работу в одной аудитории. После того, как обучающиеся сделают выбор, их следует развести по разным аудиториям.

В экзаменационный комплект тем сочинений включаются пять тем разной проблематики, сгруппированных в соответствии с определенной структурой, и прилагаются краткие инструкции для участника экзамена.

Две первые темы комплекта связаны с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». Они подобраны таким образом, чтобы в экзаменационном материале были представлены произведения двух литературных эпох: литературы XIX века и XX века. При этом разнообразно представлены литературные роды и жанры художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться выпускником на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).

Три последние темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем выпускником могут быть приведены аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).

Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.

Устанавливается минимально необходимый объем сочинения:  от  300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, комментарий к нему. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов. К тексту прилагается творческое задание, которое нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции.

Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая  главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории дважды. В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например – учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста,  преподававшего данный предмет у данных обучающихся.

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы

  • сжатое изложение – от  70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то изложение оценивается 0 баллов).
  • Творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Особенности ГВЭ-11 для участников с ограниченными возможностями здоровья

Для участников экзамена  с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ),  экзамен проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

В соответствии с указанным Порядком на 1,5 часа может быть увеличено время экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (см. также другие особенности проведения экзамена для данной категории обучающихся в п.п. 37  и 40 Порядка).

Для обучающихся с ОВЗ разрабатывается особые экзаменационные материалы: номера комплектов тем сочинений и комплектов изложений с творческим заданием для данной категории участников экзамена содержат букву «К».

Обучающиеся  с ОВЗ могут писать как подробное, так и сжатое изложение. Данным участникам экзамена текст для изложения читается 3 раза.  Глухим и слабослышащим обучающимся текст для изложения дается для чтения на 40 минут (по истечении этого времени организатор забирает текст и обучающийся пишет сжатое или развернутое изложение и выполняет творческое задание).

Объем письменной работы обучающихся с ОВЗ может быть сокращён.

Для обучающихся с ОВЗ устанавливается минимально необходимый объем сочиненияот  150 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Для обучающихся с ОВЗ устанавливается минимально необходимый объём письменной работы в форме изложения с творческим заданием:

-          сжатое изложение – от  50 слов (если в изложении менее 40 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то изложение оценивается 0 баллов);  Объем подробного изложения не лимитируется.

-          творческое задание (сочинение) – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

 

ГВЭ-11 по русскому языку для обучающихся с расстройствами аутистического спектра может проводиться в форме диктанта. Для оценки экзаменационной работы в форме диктанта используются Критерии оценки диктанта (таблица № 7).

 

 

Оценивание результатов ГВЭ-11 по русскому языку (письменная форма)

Для оценки экзаменационной работы используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: сочинение на литературную тему, сочинение на свободную тему, изложение с творческим заданием, диктант. Для каждого из этих типов заданий разработаны специальные критерии, общими для всех видов работ являются Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица № 6; для глухих и слабослышащих обучающихся – таблица № 6.1).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ГВЭ-11 (ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА)

  1. 1. Критерии оценки сочинения на литературную тему

Сочинение на литературную тему оценивается по критериям, представленным в таблице 1.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу № 6, для глухих и слабослышащих обучающихся – см. таблицу № 6.1).

Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1 – ФК1 выставляются соответствующие баллы (см. таблицу № 6, для глухих и слабослышащих обучающихся – см. таблицу № 6.1).

При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Объем сочинения обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья может быть сокращен: сочинение – от 150 слов (если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

 

 

 

Таблица 1

Критерии оценки сочинения на литературную тему

Баллы

СЛК1

Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

 

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы

3

 

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения,

но

тезисы обосновывает недостаточно убедительно

2

 

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла)

и / или

не обосновывает свои тезисы;

1

 

Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения

*Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям СЛК2 и СЛК3 сочинение оценивается 0 баллов.

0

СЛК2

Обоснованность привлечения текста произведения

 

Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)

2

 

Текст привлекается,

но

не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)

1

 

Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

СЛК3

Композиционная цельность и логичность сочинения

 

 

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

2

 

Части сочинения логически связаны между собой, но  имеются нарушения композиционной цельности:

мысль повторяется,

и / или

есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания),

и / или

есть отступления от темы сочинения

1

 

В сочинении не прослеживается композиционный замысел,

и / или

допущены грубые нарушения в последовательности изложения,

и / или

нет связи между частями и внутри частей сочинения

0

Максимальное количество баллов за сочинение на литературную  тему по критериям СЛК1 СЛК3

7

 

 

2. Критерии оценки сочинения на свободную тему

 

Сочинение на свободную тему оценивается по критериям, представленным в таблице 2.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу № 6, для глухих и слабослышащих обучающихся – см. таблицу № 6.1).

Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 – ССК3 оценивается 0 баллов. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1 – ФК1 выставляются соответствующие баллы (см. таблицу № 6, для глухих и слабослышащих обучающихся – см. таблицу № 6.1).

При оценке сочинения следует учитывать объём. Экзаменуемым рекомендован объём от 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Объем сочинения обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья может быть сокращен: сочинение – от 150 слов (если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

 

Таблица 2

Критерии оценки сочинения на свободную тему

Баллы

ССК1

Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

 

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы

3

 

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения,

но

тезисы обосновывает недостаточно убедительно

2

 

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно

и / или

не обосновывает свои тезисы

1

 

Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения

*Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 и ССК3 сочинение  оценивается 0 баллов.

0

ССК2

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения

 

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения

2

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл только один аргумент в подтверждение этого мнения

1

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов,

или

мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе,

или

экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме, не соответствующей теме сочинения

0

ССК3

Композиционная цельность и логичность сочинения

 

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

2

 

Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности:

мысль повторяется,

и / или

есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания),

и / или

есть отступления от темы сочинения

1

 

В сочинении не прослеживается композиционного замысла,

и / или

допущены грубые нарушения в последовательности изложения,

и / или

нет связи между частями и внутри частей сочинения

0

Максимальное количество баллов за сочинение на свободную тему по критериям ССК1 ССК3

7

 

3. Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению (сочинение)

 

Изложение и выполнение творческого задания к изложению оцениваются по критериям, представленным в таблицах 3–5.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сжатого изложения и выполнения творческого задания (сочинение) оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу № 6, для глухих и слабослышащих обучающихся – см. таблицу № 6.1).

Оценка смысловой цельности, речевой связности и  последовательности созданного экзаменуемым текста (см. таблицу 5) даётся за выполнение двух видов работы в целом (изложение и творческое задание).

3.1. Критерии оценки сжатого изложения

При оценке изложения следует учитывать объём сжатого изложения. Экзаменуемым рекомендован объём от 70 слов. Если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Объем сжатого изложения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть сокращен: может быть сокращен до 50 слов (если в изложении 40 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).

Таблица 3.1

Критерии оценки сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста

1

Экзаменуемый не передал основное содержание прослушанного текста

0

ИК2

Сжатие исходного текста

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 ИК2

2

3.2. Критерии оценки подробного изложения

Критерии разработаны для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые могут писать как подробное, так и сжатое изложение. Объем подробного изложения для указанной категории  экзаменуемых не лимитируется.

Таблица № 3.2

Критерии оценки подробного  изложения

Баллы

ИП1

Содержание изложения

 

Экзаменуемый точно передал содержание текста для изложения

2

Экзаменуемый неточно передал содержание текста для изложения

1

Экзаменуемый не передал содержание текста для изложения

0

Экзаменуемый непоследовательно изложил содержание текста для изложения (нарушение логики изложения, неоправданные повторы мысли существенно искажают смысл исходного текста)

0

Максимальное количество баллов за подробное изложение

2

 

 

3.3. Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению

 

Творческое задание оценивается по критериям, представленным в таблице 4.

Среди критериев, по которым оценивается творческое задание, первый критерий (Формулировка проблемы прослушанного текста) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов.

При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Объем сочинения обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, может быть сокращен: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то творческая работа оценивается 0 баллов).

 

Таблица 4

Критерии оценки творческого задания

Баллы

КТ1

Формулировка проблемы прослушанного текста

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем прослушанного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем прослушанного текста.

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно  одну из проблем прослушанного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения), то такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов

0

КТ2

Отражение позиции автора исходного текста

 

 

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) прослушанного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора прослушанного текста, нет

1

Позиция автора прослушанного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора прослушанного текста не сформулирована

0

КТ3

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

 

Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме, соответствующей теме изложения, аргументировал его (привёл не менее одного аргумента)

1

 

Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме, соответствующей теме изложения,

но

не аргументировал собственное мнение,

или

в работе не выражено собственное мнение по сформулированной проблеме, а приведён только аргумент без тезиса,

или

собственное мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе,

или

экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей теме изложения

0

Максимальное количество баллов за выполнение творческого  задания по критериям КТ1 КТ3

3

 

3.4. Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и  последовательности изложения созданного экзаменуемым текста (изложение и творческое задание)

Таблица 5

Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и  последовательности изложения и творческого задания

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка во всей работе,

и / или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и / или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за смысловую цельность, речевая связность и  последовательность изложения

2

 

4. Общие для всех видов работ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого оцениваются по критериям, представленным в таблице № 6.

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в приложении 1.

При оценке грамотности следует учитывать положения об однотипных и негрубых ошибках.

Грамотность и фактическая точность речи глухих и слабослышащих обучающихся – оцениваются по критериям, представленным в таблице № 6.1. При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», (опускании предлогов, неправильном согласовании слов в роде, числе, "телеграфный стиль" и пр.), которые должны рассматриваться как однотипные ошибки. Однотипными считаются также ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

При подсчете ошибок однотипные ошибки считаются за одну.

При подсчете ошибок две негрубые ошибки (т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности) считаются за одну.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

 

 

 

Таблица 6

 

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемых

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

2

Допущено 2–3 ошибки

1

Допущено 4 и более ошибок

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка

2

Допущено 2 ошибки

1

Допущено 3 и более ошибок

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

 

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

1

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение или изложение по критериям ФК1, ГК1ГК4

10

 

 

Таблица 6.1.

 

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи глухих и слабослышащих экзаменуемых

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 2 ошибки

2

Допущено 3-5 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 3 ошибок

2

Допущено 4-5 ошибки

1

Допущено 6 и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет, или допущено 3 ошибки

2

Допущено 4-5 ошибки

1

Допущено 6 и более ошибок

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 ошибок

2

Допущено 4-5 ошибки

1

Допущено 6 и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

 

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущено 2 ошибки в изложении материала или в употреблении терминов

1

Допущено 3 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение или изложение по критериям ФК1, ГК1 ГК4

10

 

5. Критерии оценки диктанта

 

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в приложении 1.

При оценке грамотности следует учитывать положения об однотипных и негрубых ошибках.

При подсчете ошибок две негрубые ошибки (т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности) считаются за одну.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

 

 

 

Таблица № 7

 

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ДК1

Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

5

Допущено 2 ошибки

4

Допущено 3 ошибки

3

Допущено 4 ошибки

2

Допущено 5 ошибок

1

Допущено 6 и более ошибок

0

ДК2

Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

5

Допущено 2 ошибки

4

Допущено 3ошибки

3

Допущено 4ошибки

2

Допущено 5 ошибок

1

Допущено 6 и более ошибок

0

ДК3

Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка

2

Допущено 2 ошибки

1

Допущено 3 и более ошибок

0

ДК4

Точность воспроизведения текста

 

Ошибок в воспроизведении текста нет

5

Допущена 1 ошибка в воспроизведении текста

4

Допущено 2 ошибки в воспроизведении текста

3

Допущено 3 ошибки в воспроизведении текста

2

Допущено 4 ошибки в воспроизведении текста

1

Допущено 5 и более ошибок в воспроизведении текста

0

Максимальное количество баллов за диктант по критериям ДК1- ДК4

17

 

 

В Порядке определены следующие подходы к оценке экзаменационных работ в форме ГВЭ-11.

  • При проведении ГИА в форме ГВЭ используется «пятибалльная система оценки» (п. 52 Порядка)
  • Экзаменационные работы проходят проверку двумя экспертами (п. 60 Порядка)
  • По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки предметными комиссиями экзаменационных работ обучающихся (п. 61 Порядка)
  • «В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
    Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу» (п. 62 Порядка);
  • «Распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ производится председателем предметной комиссии и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК» (п. 63 Порядка);
  • «Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по обязательным учебным предметам при сдаче… ГВЭ получил отметки не ниже удовлетворительной (три балла)» (п. 74 Порядка).

 

В дополнение к перечисленным выше требованиям Порядка рекомендованы следующие подходы к оценке экзаменационных работ по русскому языку:

  • экзаменационные работы глухих и слабослышащих обучающихся рекомендуется проверять отдельно от работ других экзаменуемых с учетом специфики, изложенной в комментариях к критериям оценивания.
  • в число экспертов, привлеченных к проверке экзаменационных работ глухих и слабослышащих обучающихся, желательно включать сурдопедагога.
  • Оценка работ обучающихся с ОВЗ третьим экспертом должна осуществляться в присутствии учителя-дефектолога (сурдопедагога).

Оценивание экзаменационной работы

Экзаменационная работа оценивается путем сложения первичных баллов по указанным критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания.

Сочинение на литературную тему оценивается по следующим критериям:

  • Критерии оценки содержания сочинения на литературную тему (таблица 1) – 7  первичных баллов;
  • Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица № 6; для глухих и слабослышащих обучающихся – № 6.1) – 10 первичных баллов.

Сочинение на свободную тему оценивается путем сложения баллов:

  • Критерии оценки содержания сочинения на свободную тему (таблица 2) – 7 первичных баллов;
  • Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица № 6; для глухих и слабослышащих обучающихся – № 6.1) – 10 первичных баллов.

Максимальный первичный балл за написание сочинения составляет 17 баллов.

Изложение с творческим заданием оценивается по следующим критериям:

  • Критерии оценки сжатого изложения (таблица 3.1) – 2 первичных балла; для глухих обучающихся – Критерии оценки подробного изложения (таблица 3.2.) – 2 первичных балла;
  • Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению (сочинение) (таблица 4) – 3 первичных балла;
  • Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и  последовательности изложения созданного экзаменуемым текста (изложение и творческое задание) (таблица 5) – 2 первичных балла;
  • Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица № 6; для глухих и слабослышащих обучающихся – № 6.1) – 10 первичных баллов (оценивается весь написанный экзаменуемым текст: сжатое изложение и сочинение).

Максимальный первичный балл за написание сжатого изложения и творческого задания (сочинения) составляет 17 баллов.

Диктант оценивается по специальным критериям оценки диктанта (таблица №7)

Максимальный первичный балл за написание диктанта составляет 17 баллов.

Результирующие баллы за экзаменационную работу определяются, исходя из следующих положений:

если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;

если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;

если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.

Существенным расхождением в баллах, выставленных двумя экспертами, является расхождение в 8 и более баллов.

Рекомендации по переводу суммы первичных баллов за экзаменационную работу в форме ГВЭ-11 по русскому языку в пятибалльную систему оценивания

 

Отметка по пятибалльной

системе оценивания

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный  балл

0 – 4

5–10

11–14

15–17

 

Главное меню

Последние новости

Written on 22 Апрель 2024, 11.29 by magico
Семинар учителей технологии на тему «Организация проектной деятельности учащихся 5-9 классов в рамках реализации отдельных модулей курса «Технология»» 16…
39 0
Written on 22 Апрель 2024, 11.29 by magico
Семинар учителей технологии на тему «Организация проектной деятельности учащихся 5-9 классов в рамках реализации отдельных модулей курса «Технология»» 16…
34 0
Written on 19 Апрель 2024, 11.14 by magico
16 апреля 2024 года состоялась Ярмарка педагогических идей «Классный проект, посвященный Году семьи». В работе ярмарки приняли участие заместители…
71 0
Written on 17 Апрель 2024, 09.08 by magico
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА (УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ) ПРИКАЗ 11.04.2024              …
65 0
Written on 16 Апрель 2024, 15.19 by magico
Районный конкурс исследовательских    работ и творческих проектов младших школьников «Первые шаги в науку» 12 апреля 2024 года,  целях развития…
201 0

Случайная картинка


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер