Семинар учителей технологии «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся – приоритетные задачи на 2022-2023 учебный год»

#ГодПедагогаНаставника - #ГодПедагогаНаставника
Печать

Семинар учителей технологии

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся – приоритетные задачи на 2022-2023 учебный год».


21 марта 2023 года в соответствии с планом мероприятий Года педагога и наставника состоялся тематический  районный семинар учителей технологии «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся – приоритетные задачи на 2022-2023 учебный год». На семинаре присутствовали педагоги 6 городских школ № 1,2,4,5,6,7 и 3 сельских школ: Бавленской, Литвиновской и Новобусинской.

Опыт своей работы «Приёмы формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности по технологии»  представила Васильева Светлана Юрьевна, учитель технологии МБОУ «Средняя школа №7».  Она отметила, что содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих.  Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, что данные должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого ребёнка.

Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому в своей деятельности в первую очередь она старается сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. На своих уроках Светлана Юрьевна планирует работу так, чтобы в каждом занятии присутствовали идеи семи модулей: новые подходы в преподавании, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения (суммативное оценивание), использование ИКТ в преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных учеников, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении.

В ходе семинара Светлана Юрьевна продемонстрировала свои методические приемы работы по различным темам и разделам программы предмета «Технология», познакомила присутствующих с методической литературой по функциональной грамотности, по которой работает и представила образцы заданий по финансовой грамотности.

Методист  методического кабинета управления образования  Суслова Н.В., объяснила, почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы. Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства. Из указа Президента Российской Федерации: «… Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.  И одной из основных задач школьного образования сегодня — это подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

Надежда Викторовна  сделала акцент на  основные составляющие ФГ (математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции) и их роль в формировании функциональной грамотности школьников. Она представила учителям технологии методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся и познакомила присутствующих с результатами международного мониторингового исследования функциональной грамотности школьников PISA.

Надежда Викторовна предложила применять в работе такие эффективные педагогические практики по формированию функциональной грамотности, как:

Участники семинара выразили благодарность за качественно проведенное мероприятие и предоставленные методические разработки. По итогам семинара было предложено: