Состояние психологической службы образовательных организаций Кольчугинского района

Система образования - Начальное, основное, среднее общее образование
Печать

Состояние психологической службы

образовательных организаций Кольчугинского района

Кадровое обеспечение образовательных организаций (далее ОО)

педагогами-психологами в 2015-2016 уч. году

Города, районы

Количество образовательных организаций, имеющих

в штатном расписании педагога-психолога

Количество образовательных организаций, в которых  педагоги-психологи работают по совместительству

Всего из них

школ

в т. ч. в селе

ДОУ

в  т. ч. в селе

 

УДО

в  т. ч. в селе

 

др.  ОО

Всего

 

школ

в  т. ч. в селе

 

ДОУ

в  т. ч. в селе

 

УДО

 

в  т. ч. в селе

 

др.  ОО

Кольчугинский район

21

7

2

15

1

-

-

-

9

3

-

6

-

-

-

-

Города, районы

Количество образовательных организаций, не имеющих

в штатном расписании педагога-психолога

Количество вакантных ставок педагогов-психологов в образовательных организациях

Всего из них

школ

в т. ч. в селе

ДОУ

в  т. ч. в селе

 

УДО

в  т. ч. в селе

 

др.  ОО

Всего

 

школ

в  т. ч. в селе

 

ДОУ

в  т. ч. в селе

 

УДО

 

в  т. ч. в селе

 

др.  ОО

Кольчугинский район

10

8

7

2

2

-

-

-

4,5

0,5

-

4

-

-

-

-

В школах работают 3 специалиста, выполняющие функции педагога – психолога

 

Наличие структур, обеспечивающих деятельность психологических служб:

 

 

 

 

территории

Муниципальный уровень

Количество консилиумов в ОО:

Единая психолого-педагогическая служба, созданная в структуре методической службы, управления образования и др (наименование, кол-во пед-псих в них)

Совет по развитию ПС

МО педагогов-психологов

Др. структуры

 

в ДОУ

(ед.)

 

в школах

(ед.)

 

в УДО

(ед.)

в др. ОО

(ед.)

Кольчугинский район

-

-

2

-

12

8

-

-

Кадровое обеспечение образовательных организаций

социальными педагогами в 2015-2016 уч. году

Города, районы

Число образовательных организаций, имеющих

в штатном расписании социального педагога

Количество социальных педагогов в образовательных организациях (чел.)

Всего из них

школ

в т. ч. в селе

ДОУ

в  т. ч. в селе

 

УДО

в  т. ч. в селе

 

др.  ОО

Всего

 

школ

в  т. ч. в селе

 

ДОУ

в  т. ч. в селе

 

УДО

 

в  т. ч. в селе

 

др.  ОО

Кольчугинский район

5

5

1

-*

-

-

-

-

4

4

1

-

-

-

-

-

В школах работают 6 специалистов, выполняющих функции  социального педагога

*  - во всех ДОУ функции социальных педагогов выполняют общественные инспекторы по защите прав детей, назначенные по приказу управления образования (за доплату)

 

Психологическое сопровождение воспитанников, учащихся образовательных организаций

в 2015-2016 учебном году:

 

 

Территория

Численность детей, получающих дошкольное образование в ДОО

Психологическое сопровождение  дошкольников:

Численность учащихся общеобразо

вательных школ с 1 по 11 классы

Психологическое сопровождение учащихся:

обеспечивается педагогом -психологомнаходящимся в штате ДОО

(кол-во детей)

обеспечи

вается педагогом-психологом другого учреждения по договору

(кол-во детей)

 

не обеспечивается (кол-во детей)

 

обеспечивается Педагогом-психологом, находящим

ся в штате  школы

(кол-во учащихся)

обеспечивается педагогом-психологом другого учреждения по договору

(кол-во учащихся)

 

не обеспечивается (кол-во учащихся)

Кольчугинский район

 

3038

 

2212

(73%)

-

 

826

(27%)

 

4899

 

4687

(95,67%)

-

 

212

(4,33%)

Качественная характеристика  педагогов-психологов  в ОО (на 01.09.2015)

 

 

показатели

Кол-во педагогов-психологов в ОО (чел.)

Из них неспециалисты

(чел)

Количество педагогов-психологов, не имеющих квалификационной категории (чел.)

Доля педагогов-психологов, прошедших в течении последних трех лет КПК

Кол-во педагогов-психологов со стажем работы до 3-х лет (чел.)

Кол-во педагогов-психологов пенсионного возраста (чел.)

территории

ДОУ

школы

УДО, ЕПС

ДОУ

школы

УДО, ЕПС

ДОУ

школы

УДО

ДОУ

школы

УДО

ДОУ

школы

УДО

ДОУ

школы

УДО

Кольчугинский район

9

10

-

2

-

-

3

1

-

7

7

-

3

2

-

2

-

-

Наличие нормативной основы,   обеспечивающей деятельность психологической службы:

территории

Наличие документов, принятых на муниципальном уровне, утверждающих:

Количество образовательных учреждений, имеющих утвержденные документы

Положение о психологической службе

(+,-)

Положение о ПМПК

(+,-)

Положение о ПМПк (консилиуме)

(+,-)

Положение о МО педагогов-психологов

(+,-)

Положение о кабинете педагога-психолога

(+,-)

Приказ об утверждении документации педагога-психолога

Положение о службе сопровождения

Положение о кабинете педагога-психолога

Положение о ПМПк (консилиуме)

Др. документы

 

 

 

 

 

ДОУ

Школы

ДОУ

Школы

ДОУ

Школы

ДОУ

Школы

ДОУ

Школы

Кольчугинский район

+

+

+

++

+

12

10

12

10

12

10

13

10

 

см.ниже

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-          Паспорт кабинета педагога-психолога – 5 ДОУ;

-          Должностные инструкции педагога-психолога – во всех ОУ;

-          Положение о психолого-педагогическом мониторинге – во всех ДОУ;

-          Положение о школьной Службе примирения – школа №7.

Обеспеченность ОО  кабинетами педагогов-психологов, оснащенных оборудованием в соответствии с требованиями к кабинету

территории

кол-во ДОУ, имеющих кабинет психолога

кол-во школ, имеющих кабинет психолога

кол-во УДО, имеющих кабинет психолога

Кольчугинский район

13

8

-

 

Наличие опыта работы в муниципальном образовании, ОЭР по психологическому сопровождению (ДОУ, школы, УДО)

 

 

территории

Наличие опыта работы в муниципальном образовании, обобщенного в 2014-2015 уч. году (Наименование ОО, тема обобщенного опыта)

Кол-во опытно-экспериментальных площадок (наименование ОО,  тема ОЭР)

Наличие методических рекомендаций, разработанных в 2014-2015 уч. году в помощь педагогу-психологу (указать перечень)

Кольчугинский район

МБОУ «СОШ №1» на районном уровне «Психологическая готовность учащихся к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ)»;

МБОУ «СОШ №1» на районном уровне «Проективные технологии в работе школьного психолога: рисуночные тесты и методики»;

МБОУ «СОШ №2» на областном уровне «Психологическое сопровождение реализации программы воспитательной работы классного руководителя «Мне  интересен мир»;

МБОУ «СОШ № 6» на районном уровне « Психолого – педагогическое сопровождение  внедрения ФГОС в начальной школе через внеурочную деятельность»;

МБОУ «СОШ № 7» на районном уровне «Песочная терапия»;

ДОУ № 4 на районном уровне «Индивидуальный образовательный маршрут детей-инвалидов, детей с ОВЗ дошкольного возраста. Содержание работы с родителями воспитанников ДОУ на этапе введения ФГОС ДО»

ДОУ № 1 на районном уровне «Психолого – педагогическое сопровождение

ведения ФГОС ДОО на 14-18год»

ДОУ № на уровне ДОУ

«Клуб «Подготовишки» как эффективная форма сотрудничества с родителями будущих первоклассников»

 

 

 

МБОУ «СОШ № 1» региональная инновационная площадка «Психолого-педагогические условия позитивной социализации учащихся с признаками одарённости в контексте становления новой школы»;

МБОУ «СОШ №2» экспериментальная площадка ФИРО по внедрению модели УМК «Мой друг Компьютер»

МБОУ «СОШ № 5» областная опорная школа «Развитие  поликультурной среды школы, как условие формирования толерантности учащихся»;

МБОУ «СОШ № 7» областная экспериментальная площадка по сопровождению «пилотных» классов в рамках внедрения ФГОС;

ДОУ №4 областная ОЭР площадка «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка раннего возраста в ДОУ как условие организации интегрированного (инклюзивного) образования.

 

v  диагностический комплект  уровня выявления признаков детской одаренности.

v  Программа тренинга для детей с признаками одаренности.

v  «Первый раз в первый класс»

v  «Я - пятиклассник»)

v  «Впереди экзамены»

v  «Школьник и компьютер»

v  «Подросток и улица» «Конфликт. Выход из него. Конструктивное общение

v  «Стили семейного общения»

v   «Результаты скриннинговых методик и углубленных диагностик

v   «Применение фундаментальных и прикладных психологических исследований в образовательных системах: методы, результаты, проблемы», в сборнике материалов региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии в школе XXI века»

v   «Работа с детьми по сохранению здорового образа жизни»;

v  «Развитие игровой деятельности»,

v  «Развитие внимания и памяти»,

v  «Как развивать волевую сферу ребёнка»

v  «Развитие пальцевой моторики»

v  «Совершенствование словесно – логического мышления ребёнка»

v  «Расслабляющие упражнения для мышечной и эмоциональной раскованности»;

v  Сборник методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных учреждениях Владимирской области;

v  «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их решения и предупреждения»;

v  «Современные подходы к изучению семьи»;

v  «Использование новых форм сотрудничества с родителями при подготовке детей к школе»;

v  «Использование наглядно-текстовой информации в работе с родителями»;

v  «Современные формы работы с родителями ДОУ».

 

Введение практико-ориентированных факультативов и учебных курсов по психологии в учебно-воспитательный процесс ОО

территории

ОУ, реализующие в УВП практико-ориентированные факультативы и учебные курсы по психологии (указать кол-во школ,  название курсов)

МБОУ «СОШ № 1»
  1. кружок  «Вместе играем, учимся, развиваемся» (1 классы)
  2. кружок «Ступеньки к школе» (дошкольники)
  3. элективный курс «Основы профессионального самоопределения» (9 классы)
  4. кружок  «Мой мир» (5 классы)

 

МБОУ «СОШ № 2»
  1. элективный курс: Человек и профессия (8,9 классы)
  2. кружок «Мой мир»  (8,9 классы)
  3. кружок  «Тропинка к своему Я» (5 класс)
  4. кружок «90 уроков развития»

 

МБОУ «СОШ № 4»
  1. элективный курс «Профессиональное    самоопределение» (9 классы);
  2. спецкурс «Основы психологии» (10,11 классы);
  3. адаптационный факультативный курс «Первый раз в пятый класс» (5  классы);
  4. кружок «Я  и мой мир» (1,2 классы).

 

МБОУ «СОШ № 5»
  1. элективный курс «Кем мне быть? Или самовосприятие  и выбор профессии» (9 классы)
МБОУ «СОШ № 6»
  1. кружок «Я в школе. Начало пути» (1 классы)
  2. Элективный курс «Старт в профессию» (9 классы)
МБОУ «СОШ № 7»
  1. элективный курс «Профессиональная траектория»(9 классы)
  2. кружок «Познай себя»(5 классы)

 

МБОУ «Бавленская СОШ»
  1. элективный курс «Азбука психологии»  (9 классы)
  2. факультатив «Выбор профессии»  (8 классы)
МБОУ «Большекузьминская ОШ»
  1. элективный курс «Выбор профессии» (9 кл.)
МБОУ «Павловская ОШ»
  1. элективный курс «Выбор профессии» (9 кл.)
МБОУ «Стенковская ОШ»
  1. элективный курс «Твоя профессиональная карьера»

Деятельность муниципальных  психологических служб

территории

Результаты  контроля деятельности  психологических служб в образовательных организациях

за 2014-2015 учебный год

Проблемы, сдерживающие развитие психологических служб

 

Кольчугинский район

Психологическая служба осуществляла свою работу в условиях обновления содержания образования. Основной целью деятельности было «Психологическое сопровождение процесса внедрения ФГОС».

Работа психологической службы велась по основным направлениям деятельности: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение, психологическое консультирование.

Психологическая служба дошкольного образования работала над созданием условий, необходимых для полноценного физического, психического развития дошкольников, их эмоционального и социального благополучия, проводила диагностику воспитанников ДОУ по единым (принятым на МО педагогов-психологов в 2011 году) методикам психолого-педагогической готовности выпускников, уровня развития дошкольной зрелости, нервно-психического развития детей раннего возраста, адаптированности детей к ДОУ, социометрический статус. Данные обследования послужили основанием для создания: индивидуальных образовательных маршрутов детей, планирования коррекционной работы, работы с педагогами и родителями.

Психологические службы образовательных учреждений являются основными структурными звеньями районной психологической службы, осуществляющей работу с детьми, родителями, педагогами.

В течение года проводятся индивидуальные консультации учащихся и родителей, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья, требующих специального коррекционного подхода. В учреждениях активно действуют психолого-медико-педагогические консилиумы, успешно проводится психологическое сопровождение адаптации воспитанников и учащихся при переходе на разные ступени образования, организуются профориентационная работа, предпрофильная подготовка, психологическая подготовка к новым формам итоговой аттестации, социализация учащихся.

В 2014 – 2015 учебном году МО педагогов-психологов были изучены проблемы:

ü  «Использование сенсорной комнаты в работе с тревожными детьми», обсуждение современных психологических технологий и методик, как помощь педагогам – психологам при создании в своем образовательном учреждении комнат «релаксации»;

ü  психолого – педагогическое сопровождение внедрения ФГОС в начальной школе через внеурочную деятельность;

ü  проективные технологии в работе школьного психолога: рисуночные тесты и методики;

ü  взаимодействие педагога-психолога с родителями обучающихся в условиях обновления содержания образования;

ü  ведение документации педагога-психолога в ОО;

ü  «Суицид и суицидальное поведение»

 

Педагоги-психологи повышают свою квалификацию через посещение курсов и вебинаров:

-          курсы в  ВИРО г. Владимира:

-  в рамках программ РФ «Доступная среда»  «Реализация ИОП по реабилитации при включении обучения детей с ОВЗ и детей инвалидов в образовательном пространстве»,

- «Работа педагога – психолога по диагностике и формированию новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС»;

- «Школьная медиация: принципы, условия, инструменты»;

-         участие в вебинаре:

-  «Оценка сформированности исследовательской деятельности и проектной деятельности в основной школе»;

-  "Реализация преемственности в системе непрерывного образования как средство обеспечения ФГОС в условиях нового финансового обеспечения" -  - «Спасти от пропасти: актуальные вопросы профилактики детского суицида»;

-«Успешный человек будущего»;

«Психологический комфорт и безопасность обучающихся в школе";

- краткосрочные курсы повышении квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и Факультета педагогического образования МГУ им. Л.В. Ломоносова "Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче выпускных экзаменов в традиционной форме и в форме ЕГЭ".

В течение учебного года управление образования проводит контроль деятельности психологических служб образовательных организаций. Формы контроля: тематический, изучение состояния дел. Результаты контроля отражаются в аналитических справках, заслушиваются на аппаратных совещаниях в управлении образования, совещаниях руководителей образовательных организаций.

На муниципальном уровне проводятся мониторинги:

- диагностика адаптации  воспитанников ДОУ (М.В.Корепанова);

- диагностика школьной готовности (Н.И.Гуткина);

- диагностики школьной мотивации и адаптации  первоклассников (В.И. Чиркова):

- диагностика школьной мотивации при переходе в среднее звено (М.И.Лукьянова);

- диагностика школьной мотивации при переходе в старшее звено;

- оценка психологического климата классного коллектива (Фидлер);

- диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко);

- диагностика степени удовлетворенности психологического сопровождения (анкетирование).

Данные виды диагностик выработаны и приняты на МО педагогов-психологов.

 

Дефицит кадров

Кадровое обеспечение муниципальных психологических служб

территории

Ф.И.О. специалиста МОУО, курирующего вопросы службы практической психологии

(адрес электронной почты, тел.)

Ф.И.О. методиста-психолога мун метод службы

(адрес электронной почты,  тел)

Кольчугинский район

Савелова Елена Евгеньевна, главный специалист управления образования, инспектор по воспитательной работе, охране жизни и здоровья.

Образование:

  1. Покровское педагогическое училище (в 1989 году): воспитатель в дошкольных учреждениях;
  2. Орехово-Зуевский  педагогический институт (в 1994 году): методист по дошкольному воспитанию, преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище.

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Телефон:  4 06 50

Никитина Ольга Николаевна, методист по дошкольному образованию, руководитель МО педагогов – психологов ДОУ (совместитель).

Образование:

Шуйский государственный  педагогический институт (в 1990 году): преподаватель педагогики и психологии дошкольной, частных методик

Телефон: 2 36 31