Российская Федерация
Администрация Кольчугинского района
Владимирской области
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 04.05.2017 № 216
Об итогах тематического инспектирования
деятельности администрации МБОУ «Средняя школа №6»,
МБОУ «Средняя школа №7», МБОУ «Завалинская основная школа»
по обеспечению качества математического образования
В соответствии с годовым планом работы управления образования администрации Кольчугинского района на 2016-2017 учебный год, приказом управления образования от 09.03.2017 г. № 104 в период с 15 марта по 22 марта 2017 года проведено тематическое инспектирование МБОУ «Средняя школа № 6», МБОУ «Средняя школа №7», МБОУ «Завалинская основная школа» по теме: «Деятельность администрации школы по обеспечению качества математического образования». На основании вышеизложенного п р и к а з ы в а ю:
- Утвердить аналитическую справку по итогам тематического инспектирования деятельности администрации МБОУ «Средняя школа № 6», МБОУ «Средняя школа № 7», МБОУ «Завалинская основная школа» по обеспечению качества математического образования (приложение № 1).
- Директорам МБОУ «Средняя школа № 6» Старостиной С.В., МБОУ «Средняя школа №7» Кузнецовой Т.В., МБОУ «Завалинская основная школа» Красных Л.М.:
- проанализировать аналитическую справку по итогам тематического инспектирования на совещании при директоре;
- разработать и утвердить план мероприятий по устранению выявленных в ходе инспектирования недостатков.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления образования Е.Ю. Прокофьеву.
Начальник управления образования В.Н. Дергунов
Н.Н.Козлова
2-36-31
Справка
по итогам тематического инспектирования
деятельности администрации МБОУ «Средняя школа №6», МБОУ «Средняя школа №7», МБОУ «Завалинская основная школа»
по обеспечению качества математического образования
В соответствии с годовым планом работы управления образования на 2016-2017 учебный год с 15 по 22 марта 2017 года проведено тематическое инспектирование администраций МБОУ «Средняя школа №6», МБОУ «Средняя школа №7», МБОУ «Завалинская основная школа» по теме: «Деятельность администрации школы по обеспечению качества математического образования».
Основным методом инспектирования был документальный контроль.
В текущем учебном году преподавание математики в школах осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования 5-6классы (все ОО), 7 классы (СШ №7), с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (7-11 классы). На изучение математики в основной школе отводится 5 учебных часов, в 5-6 классах реализуется интегрированный предмет «Математика», в 7-11 классах - параллельные предметы «Алгебра» и «Геометрия». Распределение учебного времени между этими предметами осуществляется с учётом требований письма департамента образования от 07.06.2016 № ДО-3829-02-07 и выбранных УМКа. В большинстве школ преподавание курса «Алгебра» ведётся по УМК под ред. Виленкина Н.Я. (5-6 кл.) и УМК авт. Макарычев Ю.И. (7-9 кл.), курса «Геометрии» УМК авт. Атанасян Л.С. (7-9 кл.).
В старшем звене на профильном уровне математика изучается в СШ №7 (10-11 классы - технический профиль, 6 час.), СШ №6 (10 кл.- информационно-технологический профиль, 5 час).
Во всех школах за счёт школьного компонента выделен дополнительный час на подготовку учащихся к ГИА. Программно - методическое обеспечение преподавания предмета на базовом и профильном уровнях соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, Федеральному Перечню учебных пособий.
Анализ школьных планов работы общеобразовательных учреждений на 2016-2017 учебный год показал, что вопросы состояния преподавания и качества предметной подготовки обучающихся находятся на контроле администраций всех школ.
В качестве основных выделены следующие объекты контроля:
- выполнение учебных программ (по итогам четверти, полугодия- все ОУ);
- работа со слабоуспевающими учащимися (все ОУ);
- организация повторения на уроках (Завалинская ОШ);
- состояние и качество преподавания математики (все ОУ);
- подготовка уч-ся к выполнению работ в форме ОГЭ и ЕГЭ (все ОУ);
- контроль посещаемости факультативов, элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий (СОШ №7);
- контроль за ведением школьной документации (все ОУ)
Преобладающими видами контроля являются:
- классно - обобщающий (СШ №6);
- тематический (все ОУ).
В качестве наиболее действенных методов контроля используются проведение тематических, итоговых контрольных работ (все ОУ), проверка тетрадей и дневников учащихся (все ОУ), проверка журналов (все ОУ), собеседование с педагогами (все ОУ), посещение уроков (все ОУ).
Во всех школах администрацией ОУ планируется и осуществляется вводный, промежуточный и итоговый контроль качества усвоения программного материала по большинству переводных классов. Особое внимание уделено выпускным классам, где в течение года организуется проведение тематических контрольных работ, в том числе тренировочные и диагностические работы по линии СТАТГРАД.
На их основе администраторами школ ведётся мониторинг результативности усвоения программного материала учащимися. Сравнительный анализ контрольных работ в 9-х классах за I –III четверти текущего года представлен в таблице №1 (приложение). Сравнительный анализ показывает, что наблюдается рост качества и успеваемости как по алгебре, так и по геометрии в СШ №6. Однако качество во всех ОУ остается на низком уровне.
Прослеживается положительная динамика роста предметной подготовки учащихся в средних школах №6, №7. Отсутствие выпускников, не освоивших базовый минимум содержания образования, отмечено в Завалинской основной школе.
Самый высокий процент качества усвоения изученного материала по алгебре демонстрируют учащиеся средней школы №7 (42,7%).
Вместе с тем по итогам 3 четверти не справились с диагностической контрольной работой 21,4% девятиклассников средней школы №6, 36 % учащихся СОШ №7.
Несколько выше результаты обученности по 11- м классам. Данные результаты представлены в таблице №2 (приложение).
По итогам I - III четвертей не успевают по математике 16 учащихся 5-11 классов СШ №6, СШ №7. В Завалинской ОШ неуспевающих по математике нет. Среди общего числа неуспевающих по математике:
- 2 учащихся 7-го класса (12%)
- 3 учащихся 8-го класса (18%)
- 9 выпускников 9-го класса (56 %)
- 2 учащихся 10-го класса (12%)
Самое большое число неуспевающих по математике в СШ №7(10 учащихся).
Основными причинами неуспеваемости является низкая мотивация учащихся к обучению, несистематическое выполнение домашних заданий, несформированность вычислительных навыков и умений у учащихся.
Организуя контроль за математической подготовкой выпускников, администрациями ОУ приняты следующие меры:
- на августовских педсоветах проанализировано качество математической подготовки школьников к ГИА (все ОУ);
- выделены часы школьного компонента учебного плана на факультативные, групповые (индивидуальные) занятия по математике (все ОУ);
- ведётся мониторинг общей качественной успеваемости учащихся по классам (все ОУ).
- организуется приём отчётов классных руководителей, педагогов о работе со слабоуспевающими учащимися (все ОУ).
В Завалинской основной школе разработаны единые схемы отчётов, позволяющие выявить причины неуспеваемости, меры по их ликвидации. Во всех школах осуществляется информирование родителей о текущей успеваемости учащихся через родительские собрания, индивидуальные беседы, АИС «Электронная школа – БАРС», выходы классных руководителей в семью («трудные» учащиеся).
Администрациями ОУ осуществляется контроль за выполнением образовательных программ по математике.
Анализ школьных отчётов свидетельствует, что по большинству классов программа реализуется в соответствии с утверждённым планированием. Незначительное отставание по программе в отдельных классах обусловлено объективными причинами (болезнь педагога, курсовая подготовка, участие педагогов в муниципальных олимпиадах, карантин): Завалинская ОШ (5-9 классы), СШ №6 (5а,6а,б классы), СШ №7 (5,6, 7, 8в, 9 классы). На сегодняшний день данное отставание во всех школах ликвидировано. Выявленные в ходе административного контроля проблемы стали предметом обсуждения на совещаниях различного уровня.
Огромную роль по обеспечению качества математического образования учащихся играет методическая работа по данному направлению. По итогам каждой четверти в СОШ №6, СОШ №7, с целью совершенствования УВП и выявления резервов для повышения качества образования по математике проходит заседание МО естественно-математического цикла. В Завалинской основной школе в рамках преемственности математического образования практикуется взаимопосещение уроков учителями математики и начальных классов, в целях обмена опытом проводятся открытые уроки математики, организовано сотрудничество со старшим научным сотрудником института информатизации Академии наук Петрухиным В.С.. С целью привлечения интереса учащихся к математическим наукам проводятся разнообразные мероприятия: Неделя математики, конкурс «Кенгуру» (Завалинская ОШ). В Завалинской ОШ для учащихся 5-6 классов проводятся внеурочные занятия «Занимательная математика», «В мире математики», в СШ №6 для учащихся 5-8 классов работает предметный кружок «Математический калейдоскоп».
Вместе с тем в ходе инспектирования выявлены существенные недостатки в организации и обеспечении контроля качества обучения.
1. Анализ справочных материалов по итогам ВШК СШ №6,СШ №7, Завалинской ОШ показывает, что оценка деятельности педагога осуществляется на основе результатов текущей успеваемости учащихся, диагностических и срезовых работ, наблюдений за педагогическим процессом. Вместе с тем отсутствует обоснованная оценка уровня преподавания предмета каждым учителем (оптимальный, удовлетворительный, критический). В основном даётся общее перечисление используемых учителем методов и средств обучения. Не анализируется целесообразность и эффективность применения того или иного приёма, метода в конкретном классе, на конкретном этапе урока, не даётся общая результативность урока. Отсюда и однообразие рекомендаций из проверки в проверку, что снижает эффективность управленческой деятельности.
2.По итогам административных контрольных работ за I-полугодие учебного года выявлен низкий уровень математический подготовки учащихся девятых классов, особенно по предмету «Геометрия». В СШ №6, Завалинской ОШ показатель качества ниже среднего по району, высокий процент учеников, не справившихся с контрольной работой в СШ №6 и СШ №7. Причины столь невысоких результатов администраторы школ видят в низкой мотивации учащихся к обучению (СОШ №6), несистематическом выполнении домашних заданий (СШ №7), несформированности вычислительных навыков и умений у учащихся, необъективности оценки учебных достижений учащихся.
Основными управленческими решениями стали: проведение повторных контрольных работ (все ОУ), обсуждение итогов контроля на методических объединениях учителей (СОШ №6, СОШ№7), совещаниях при директоре (все ОУ).
3.Ни в одной из школ не запланирован персональный контроль за деятельностью учителей, имеющих низкие результаты обучения.
4.Администрациями школ СШ №7, Завалинской ОШ недостаточно внимания уделяется вопросам анализа качества проведения индивидуальных и групповых занятий с неуспевающими учащимися. В основном анализу подвергается посещаемость занятий учащимися, состояние учебной документации, работа классных руководителей с родителями.
5.В СШ №7 не организованы внеурочные занятия по математике для учащихся 5-8 классов с целью привлечения интереса учащихся к математическим наукам.
Приведённые выше недостатки свидетельствуют о том, что не во всех школах сложилась эффективная система управления качеством образования.
На основании вышеизложенного управление образования рекомендует:
- осуществлять системный мониторинг качества подготовки учащихся 5-11 классов по математике;
- обеспечить качество управленческой деятельности за реализацией образовательного стандарта;
- обеспечить выполнение учебных программ в полном объёме по итогам учебного года, предусмотреть часы на обобщающее повторение, закрепление;
- проанализировать качество проведения индивидуальных и групповых занятий с учащимися, эффективность и целесообразность использования методов и приемов формирования предметных действий в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся;
- запланировать и осуществить в 2017-2018 учебном году персональный контроль за деятельностью учителей, имеющих низкие результаты обучения.
Таблица №1
Сравнительный анализ контрольных работ в 9-х классах
Образовательное учреждение |
Входной контроль (27.09.2016) |
Промежуточный контроль (14.02.2017) |
||
алгебра |
геометрия |
алгебра |
геометрия |
|
СШ №6 |
К. % - 19,3 |
К. % -12,3 |
К. % -30,4 |
К. % -21,4 |
У.% - 52,6 |
У.% -78,6 |
|||
СШ №7 |
К. % -29,4 |
К. % -40,6 |
К. % - 42,7 |
К. % -26,5 |
У.% -58,8 |
У.% - 63,2 |
|||
Завалинская ОШ |
К. % - 25 |
К. % - 25 |
К. % -25 |
|
У.% - 75 |
У.% -100 |
таблица №2
Сравнительный анализ контрольных работ (база) в 11-х классах
Образовательное учреждение |
Входной контроль (сентябрь) |
Промежуточный контроль (февраль) |
СШ №6 |
К. % - 68,4 |
К. % - 64,7 |
У.% - 100 |
У.% -100 |
|
СШ №7 |
К. % - 93,4 |
К. % - 88 |
У.% - 98 |
У.% -100 |
таблица 3
Результаты диагностической контрольной работы в 8 классах
Образовательное учреждение |
% к. |
%у. |
СШ №6 |
52 |
84 |
СШ №7 |
62 |
92 |
Завалинская ОШ |
33 |
100 |