27 февраля 2019 г. в филиале детского сада № 19 прошел практический семинар «Руки-реки» для педагогов ДОУ, работающих с детьми с ОВЗ.Отправной точкой в целеполагании данного мероприятия стала цитата В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Участникам мероприятия предстояло на практике убедиться в справедливости этих мудрых слов.
В связи с этим цель семинара была сформулирована следующим образом:повышение педагогической компетенции педагогов по вопросам использования коррекционно-развивающего потенциала декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе ДОУ с логопедическими группами.
Семинар начался с высокой эмоциональной ноты. Воспитанники групп для детей с ФФНР настроили гостей мероприятия на тематическую волну «умелых ручек», исполнив ритмичный танец «Юный художник», а также в преддверии праздника 8 Марта тронули сердца присутствующих, спев песню о маме «Я целую твои руки, моя родная…» (педагоги ДОУ №19, ответственные за подготовку музыкальной открытки: муз. руководитель Л. В. Алексеева, воспитатель Т. В. Гришина).
В соответствии со 2-ым пунктом плана семинара, учитель-логопед ДОУ № 19 Н. Г. Власова поделилась с коллегами личным опытом использования на логопедических занятиях самодельных пособий – книжек-мякишек. Данные пособия обеспечивают полисенсорное восприятие игрового материала дошкольниками (через зрительный, тактильный, кинестетический, слуховой анализаторы), создавая тем самым необходимую опору на межанализаторное единство при осуществлении логопедической коррекции. Книжки-мякишки можно применять на всех этапах логокоррекционного процесса: для восполнения пробелов в сенсорном развитии, для совершенствования лексико-грамматического строя речи, при исправлении звукопроизносительных нарушений, при обучении дошкольников грамоте, а также в целях развития связной речи. Полифункциональность книжек-мякишек была продемонстрирована Н. Г. Власовой в ходе организации просмотра участниками семинара видеофрагмента индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ФФНР с использованием рукотворной книжки-мякишки.
Далее практический семинар продолжился в группах для детей с ФФНР. Сразу два воспитателя ДОУ № 19 (Т. Н. Чернышева,Е. А. Булавина) провели открытые показы интегрированной НОД.
Обратившись к коррекционно-развивающему потенциалу декоративно-прикладного искусства, педагоги не только совершенствовали мелкую моторику воспитанников в ходе изготовления поделок на основе использования нестандартных ИЗО-методик, но и продолжали развивать устную речь дошкольников, создавали условия для стимуляции у ребят познавательного интереса, творческой инициативы, способствовали формированию у детей положительного личностного отношения к изделиям ручной работы. В конце занятий дошкольники с гордостью демонстрировали гостям мероприятия свои поделки к празднику 8 Марта – золотых рыбок, сконструированных из дисков и цветной бумаги, исалфетки, украшенные узорами из соли.
Взрослые участники семинара также получили возможность на практике осуществить деятельность по изготовлению поделки. Мастер-класс для педагогов «Изготовим мы цветы сказочной красоты!» провела воспитатель ДОУ № 19 А. П. Куракина, которая выступила в роли сказочной рукодельницы. Именно по её волшебному указанию взрослые «превратились» в дошкольников и в процессе интегрированного обучения приобщились к прекрасному – к рукодельному волшебству по конструированию объёмного цветка из бросового материала. В методике проведения мастер-класса А. П. Куракиной была учтена специфика коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями: создана единая «игровая оболочка» занятия, большое внимание уделялось речевым играм и упражнениям, имела место психогимнастика.
В заключении мероприятия его участники пришли к следующему выводу:действительно, развитие мелкой моторики во многом предопределяет ход общего психического развития ребёнка. А для дошкольника с речевыми отклонениями совершенствование ручного праксиса особенно актуально, так как позволяет комплексно воздействовать на нарушенные звенья онтогенеза.
Н.Г. Власова, учитель-логопед ДОУ № 19