Проблемы профессиональной деятельности
|
Темы, рассматриваемые на курсах и семинарах в ВИРО
|
Темы, предлагаемые для рассмотрения на МО и документы для изучения
|
Организация профессиональной деятельности в условиях введения в действие профессионального стандарта (особенно в части реализации обобщённой трудовой функции А «…сопровождение основных и дополнительных образовательных программ»
|
- Профессиональная компетентность педагога-психолога в рамках обобщённых трудовых функций Стандарта.
- Разработка программ развития универсальных учебных действий (развивающие программы, направленные на развитие конкретных групп УУД), программ воспитания и социализации обучающихся, коррекционно-развивающие и профилактические программы, реализуемые через внеурочную деятельность.
- Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
- Тренинговая коррекционно-развивающая программа «Эффективные техники личностного роста педагога как условие успешности образовательного процесса» (авторы Панфилова Л.В., Леонтьева В.В., 2020)
- Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
- Разработка мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами
- Психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания образования разных уровней.
- Профессионально-значимые личностные качества педагога-психолога (реализация педагогами-психологами тренинговой программы).
|
Документы
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» - обобщённая трудовая функция А.
|
Организация профессиональной деятельности в соответствии с Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года»
|
- Цели и задачи развития деятельности Службы практической психологии образования на период до 2025 года.
- Приоритетные направления развития Службы практической психологии образования.
- Методы психологической диагностики для оценки метапредметных компетенций и личностных результатов освоения образовательных программ в целях реализации требований.
- Разработка и адаптация новых коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ различной направленности.
- Диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений.
- Сотрудничество специалистов Службы с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов.
|
Документы
«Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года»
|
Организация деятельности по профилактике профессионального выгорания педагогов
|
- Программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических работников.
- Психологическое здоровье педагога. Саморегуляция учителем эмоционального состояния.
- Профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников.
- Методические рекомендации по профилактике и предупреждению психоэмоционального выгорания педагогов (автор Леонтьева В.В., 2019)
- Разработка и реализация педагогами-психологами муниципальных образований программ коррекционно-развивающих занятий для педагогов по профилактике профессионального выгорания.
- Аналитический отчёт по итогам реализации деятельности по профилактике профессионального выгорания за учебный год.
|
Документы
«Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года»
|
Организация ранней помощи в условиях реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
|
- Механизмы своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи (детей с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями взаимодействия и общения, подвижности, игры, самообслуживания)
- Система диагностики уровня развития детей в возрасте до трёх лет (методики оценки нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности детей в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья);
- Критерии включения детей в программу ранней помощи.
- Спектр услуг ранней помощи (информирование населения о ранних признаках отставания ребенка в развитии; диагностические и консультационные услуги; разработка индивидуальных программ ранней помощи).
- Организация мониторинга оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям.
|
Документы
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
- План мероприятий по реализации концепции развития ранней помощи в российской федерации на период до 2020 года
- Распоряжение администрации Владимирской области от 28 декабря 2019г. №1128-р «Об организации предоставления услуг ранней помощи на территории Владимирской области»Приложение №1 к распоряжению администрации Владимирской области от 28 декабря 2019г. N 1128-р «Стандартпредоставления услуг ранней помощи на территории Владимирской области»
|
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья
|
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования.
- Роль педагога-психолога в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах в условиях ОУ.
- Организация психологической поддержки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
- Социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
- Определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям.
- Психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах.
- Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения.
- Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды ОО.
- Создание комфортных психологических условий в школе для детей с особенностями развития.
|
Документы
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 №ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
|
Деятельность психологической службы по созданию комфортной и безопасной образовательной среды в образовательных организациях
|
- Проектирование и создание развивающей безопасной образовательной среды.
- Психологическая экспертиза внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
- Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.
- Разработка и реализация программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации.
- Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды.
- Разработка совместно с педагогами и преподавателями индивидуальных образовательных маршрутов с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- Методы психологической оценки параметров образовательной среды и образовательных технологий, в том числе с точки зрения безопасности и комфортности.
- Психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности.
|
|
Оказание психолого-педагогической помощи лицам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
|
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями познавательного развития;
- Психолого-педагогическая помощь и поддержка детей, находящихся в трудной социальной ситуации, в кризисных ситуациях.
- Психолого-педагогическое сопровождение позитивной социализации гиперактивных детей (СДВГ) и обучающихся с дефицитом произвольности и навыков саморегуляции в образовательном социуме.
- Профессиональная помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств:
|
- Психолого-педагогическая помощь и поддержка тревожных детей.
- Реализация коррекционно-развивающих программ с детьми ссиндромом дефицита внимания и гиперактивности.
|
Профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях
|
- Реализация сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.
- Адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию).
- Основы позитивной первичной профилактики зависимого поведения.
- Основные механизмы возникновения зависимого поведения.
- Система мер по психолого-педагогической профилактике суицидального поведения, возникающего вследствие общения в социальных сетях Интернет
- Особенности характерологического профиля трудновоспитуемых подростков.
- Профилактические программы для профилактики зависимого поведения
- Воспитательные мероприятия просветительско-профилактической направленности для первичной профилактики зависимого поведения
- Система мер по психолого-педагогической профилактике суицидального поведения, возникающего вследствие общения в социальных сетях Интернет
- Особенности работы с семьями «группы риска» в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- Организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей, молодежи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
|
|
Психологическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира
|
Курсы ПК «Психолого-педагогическая поддержка и развитие детской одарённости» 36ч
- Современные концепции одарённости.
- Особенности развития одарённых детей.
- Прогнозирование развития одарённой личности.
- Особенности обучения одарённых детей.
- Специфика развития специальной одарённости.
- Адаптация одарённых детей в общеобразовательном социуме.
- Условия и способы формирования учебной мотивации одарённых детей.
|
|
Психолого-педагогическое сопровождение организации и реализации деятельности школьных служб примирения.
|
Курсы ПК «Медиация: принципы, условия, инструменты» 36ч
- Нормативно-правовая основа организации и работы службы школьной медиации.
- Теоретико-практические аспекты организации и работы службы школьной медиации.
- Медиативные технологии в практике работы педагога по разрешению конфликтных ситуаций (практикум).
- Развитие профессиональной компетентности педагогов-психологов в вопросах организации, условий функционирования и инструментов деятельности службы школьной медиации.
- Школьная служба медиации: специфика внедрения службы в образовательную организацию.
|
Документы
- Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях (направлены письмом Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2015 г. N 07-4317)
- Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (направлены письмом Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2020 г. N ДГ-375/07)
– «… информируем, что в соответствии с поручением, а также с учетом дальнейшего развития сети служб медиации (примирения), указанные методические рекомендации будут актуализированы в 2022 году.
|