Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
В соответствии с планом работы управления образования администрации Кольчугинского района 16 декабря 2014 года на базе средней школы №5 состоялось заседание «круглого стола» заместителей руководителей образовательных учреждений по воспитательной работе и социальных педагогов «Исполнение Государственной программы Владимирской области «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 – 2014 годы». Организация социально-психологического тестирования учащихся на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ».
Сегодня проблема злоупотребления психоактивными веществами перестала быть сугубо медицинской. Вовлечение несовершеннолетних и молодежи в эту губительную для нации эпидемию происходит очень быстро.
Перед педагогическим коллективом каждого общеобразовательного учреждения стоит сложная задача – формирование у школьников такого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
Дети в современной жизни подвержены таким факторам риска, как:
ü отчужденность от семьи, школы и общества;
ü частые случаи раннего асоциального поведения;
ü неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком);
ü экономическая и социальная нестабильность;
ü отсутствие интереса к обучению;
ü влияние «дурной» компании, окружения, социума;
ü неконтролируемые пункты приема металлолома, сотовых телефонов и др. (в любое время позволяющие подросткам получить хоть и незначительный, но доход);
ü продажа алкоголя, наркотиков, курительных смесей и др.
Наличие вышеуказанных факторов не означает, что подросток обязательно совершит правонарушение или проявит признаки асоциального поведения. Однако данные факторы повышают вероятность подобного поведения.
Конечно, это не может не волновать администрацию и педагогические коллективы наших школ, которые озабочены поиском эффективных подходов к воспитанию и образованию в измененных социально-экономических условиях.
Педагоги школ прикладывают большие усилия в организации профилактической работы с подростками и внедрению современных технологий в области первичной профилактики употребления ПАВ.
Участники круглого стола подвели итоги работы своих коллективов по данному направлению, обсудили проблемы, с которыми сталкиваются в ходе работы, познакомились с опытом работы педагогического коллектива средней школы №5.
Сарычева Елена Юрьевна, заместитель директора школы по воспитательной работе рассказала об основных направления профилактической работы школы:
Внедрение элементов профилактики разных видов зависимостей происходит и через преподавание учебных дисциплин, таких, как окружающий мир, биология, химия, обществознание, физкультура, право, основы безопасности жизнедеятельности.
Важную роль в профилактической работе играет занятость учащихся в свободное от учебы время. С этой целью большое значение уделяется развитию системы дополнительного образования - одному из направлений работы школы, способствующему развитию личности; организованному досугу.
Актуальной остается проблема педагогического сопровождения семейного воспитания, установления партнерских отношений с родителями. В школе проводится целый ряд мероприятий, направленных на развитие и укрепление ресурсов семьи, формирование партнерских отношений семьи и школы, формированию нравственных ценностей.
Формирование таких духовно-нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, духовность, ответственность, доброжелательность, милосердие, которых, к сожалению, не хватает современному подрастающему поколению, происходит через всю систему воспитательной работы в школе. Этому способствуют те приоритетные направления воспитательной работы, которые на протяжении ряда лет определяются в системе образования района (это Год науки, Год Толерантности, Год Олимпиады «Сочи-2014», Год – Год Победы и др.)
Вся работа с учащимися школы строится в соответствии с планом воспитательной работы и планом работы детских объединений «ДАР» и «Служба «Максимум – 100».
Педагог-психолог Коровина Наталья Васильевна поделилась опытом организации социально-психологической помощи и поддержки школьников.
Социальный педагог Докина Елена Викторовна рассказала о том, как она организует работу с детьми группы риска и детьми, состоящими на различных видах учета, с «трудными» родителями.
Неоспорим вклад классных руководителей в формировании духовно-нравственных ценностей у школьников. Классные руководители большое внимание уделяют формированию у школьников ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, привитию навыков здорового образа жизни. Своим опытом работы поделилась классный руководитель, руководитель школьного МО классных руководителей Баева Виктория Эдуардовна.
Далее участники круглого стола обсудили порядок проведения социально-психологического тестирования учащихся на раннее выявления немедицинского потребления психоактивных веществ, которое в соответствии с приказом департамента образования будет проведено в наших школах в апреле 2015 года.
В конце работы участники совещания пришли к выводу о том, что успех профилактических мер зависит от их грамотной координации, тесного взаимодействия всех заинтересованных служб и структур, призванных заниматься вопросами профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними.